Письмо Минфина России от 23.01.2015 N 03-01-18/1989

По общему правилу НК РФ не признает организацию и ее сотрудников взаимозависимыми лицами. Исключениями из этого правила являются некоторые ситуации, предусмотренные в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

Вопрос: О признании организации и ее сотрудника взаимозависимыми лицами; о налогообложении НДФЛ доходов в натуральной форме, полученных в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 января 2015 г. N 03-01-18/1989

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "статей 105.1" и "105.3" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

Критерии признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения определены "статьей 105.1" Кодекса.

"Пунктом 1 статьи 105.1" Кодекса установлено, что в случае, если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения.

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами. При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами, признаваемыми таковыми в соответствии со "статьей 105.1" Кодекса.

С учетом "пункта 1 статьи 105.1" Кодекса взаимозависимыми признаются лица, перечисленные в "пункте 2 указанной статьи". При этом признание организации и ее сотрудников взаимозависимыми лицами "пунктом 2 статьи 105.1" Кодекса не предусмотрено (за исключением ситуаций, когда сотрудник прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов ("подпункт 2 пункта 2 статьи 105.1" Кодекса); имеет полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации ("подпункт 4 пункта 2 статьи 105.1" Кодекса); осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа организации ("подпункт 7 пункта 2 статьи 105.1" Кодекса)).

При этом обращаем внимание, что в соответствии с "пунктом 6 статьи 105.1" Кодекса при наличии обстоятельств, указанных в "пункте 1 статьи 105.1" Кодекса, организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным "пунктом 2 указанной статьи".

Кроме того, "пунктом 7 статьи 105.1" Кодекса предусмотрено, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным "пунктом 2 указанной статьи", если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в "пункте 1 статьи 105.1" Кодекса. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами установлены "статьей 105.3" Кодекса. Положения данной "статьи" должны учитываться при определении соответствующей налоговой базы по отдельным налогам. Кроме того, в отдельных случаях налоговая база определяется в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному "статьей 105.3" Кодекса.

В частности, согласно "статье 211" Кодекса при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному "статьей 105.3" Кодекса.

При этом при применении положений "статьи 105.3" Кодекса в отношении доходов, указанных в "статье 211" Кодекса, необходимо учитывать, что для целей "Кодекса" цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

В свою очередь, при налогообложении доходов физических лиц, полученных в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, следует учитывать следующее.

"Пунктом 1 статьи 210" Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со "статьей 212" Кодекса.

При этом обращаем внимание, что в соответствии с "подпунктом 1 пункта 2 статьи 212" Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

23.01.2015

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).