Письмо ФНС России от 25.02.2015 N ОА-3-17/702@

Ставка НДФЛ для направленного в страны ЕАЭС работника РФ зависит от его статуса резидента. Доходы граждан стран ЕАЭС, полученные от работы в РФ по трудовому договору у российских работодателей, с 2015 г. облагаются НДФЛ по ставке 13% независимо от признания их налоговыми резидентами. Однако на доходы командированных в эти страны граждан РФ такие нормы Договора о ЕАЭС не распространяются.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ зарплаты и суточных в иностранной валюте, выплачиваемых при загранкомандировках работников.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 февраля 2015 г. N ОА-3-17/702@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке налогообложения доходов сотрудников российских организаций, направляемых для выполнения служебных обязанностей за границу, и сообщает следующее.

"Статьями 167" и "168" Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение среднего заработка по месту работы, а также возмещение связанных со служебной командировкой расходов по проезду, по найму жилого помещения.

Кроме того, возмещению подлежат также дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), производимые в целях обеспечения питания и бытового обслуживания командированного работника.

"Пунктом 16" Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 г. N 749, предусмотрено, что выплата работнику суточных в иностранной валюте при направлении работника в командировку за пределы территории Российской Федерации осуществляется в размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом.

Средний заработок за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути, сохраняется в целях обеспечения финансирования текущих расходов работника (членов его семьи) в Российской Федерации.

В данном случае налоговый агент - работодатель определяет ежемесячно статус физического лица с учетом положений, предусмотренных "пунктом 2 статьи 207" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). То есть налоговый агент устанавливает, находилось ли физическое лицо на территории Российской Федерации 183 календарных дня в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода.

Таким образом, средняя заработная плата, ежемесячно выплачиваемая работнику за время исполнения им трудовых обязанностей за границей, может облагаться налогом в Российской Федерации по ставке 13 или 30 процентов в зависимости от продолжительности такой командировки.

В то же время согласно положениям "пункта 3 статьи 217" НК РФ суточные в иностранной валюте в пределах сумм, эквивалентных 2500 рублям за каждый день пребывания в загранкомандировке, налогообложению не подлежат независимо от налогового статуса их получателя.

С 01.01.2015 года вступил в силу "Договор" о Евразийском Экономическом Союзе (далее - Договор). Из положений "статьи 73" Договора следует, что с указанной даты доходы, выплачиваемые российскими работодателями гражданам Белоруссии, Казахстана и Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России. Однако, эта "статья" не затрагивает порядка налогообложения доходов, выплачиваемых российским работодателем гражданину России.

Если по итогам налогового периода (календарного года) физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, то оно вправе на перерасчет сумм налога, удержанного российским налоговым агентом по ставке 30 процентов с доходов, полученных в таком налоговом периоде. Порядок возврата излишне уплаченного налога в подобной ситуации установлен положениями "пункта 1.1 статьи 231" НК РФ.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

А.Л.ОВЕРЧУК

25.02.2015

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).