Письмо Минфина России от 19.02.2015 N 03-04-05/7763

Разъяснен вопрос о применении стандартного вычета на ребенка. Налогоплательщик не вправе отказаться от уже предоставленных налоговым агентом стандартных вычетов. Как сообщает финансовое ведомство, в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена возможность такого отказа, поскольку он мог бы привести к искажению базы по НДФЛ.

Вопрос: О предоставлении и перерасчете стандартного вычета на детей по НДФЛ и отказе от предоставленных налоговым агентом стандартных вычетов.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 февраля 2015 г. N 03-04-05/7763

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу предоставления стандартного налогового вычета на ребенка по налогу на доходы физических лиц и сообщает, что согласно "пункту 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения заявителей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем разъясняем следующее.

Согласно "пункту 3 статьи 210" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная "пунктом 1 статьи 224" Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных "статьями 218" - "221" Кодекса.

В соответствии с "пунктом 3 статьи 218" Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источниками выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Установленный "подпунктом 4 пункта 1 статьи 218" Кодекса стандартный налоговый вычет предоставляется за каждый месяц налогового периода и распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок.

При этом стандартный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный указанным подпунктом, не применяется.

Таким образом, установленные "подпунктом 4 пункта 1 статьи 218" Кодекса стандартные налоговые вычеты предоставляются налоговым агентом налогоплательщику за каждый месяц налогового периода путем уменьшения в каждом месяце налогового периода налоговой базы на соответствующий установленный размер налогового вычета.

"Пунктом 4 статьи 218" Кодекса установлено, что в случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено статьей 218 Кодекса, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных названной статьей.

Вместе с тем перерасчет стандартного налогового вычета на детей на основании налоговой декларации невозможен, поскольку в декларации отражаются фактические данные о полученных доходах и предоставленных налоговым агентом налоговых вычетах. То есть в налоговой декларации налогоплательщиком должны быть указаны суммы фактически предоставленных ему налоговым агентом стандартных налоговых вычетов, корреспондирующие с суммами таких вычетов, указанными этим налоговым агентом в справке о доходах физического лица "(форма 2-НДФЛ)", представляемой в налоговый орган.

Также "Кодексом" не предусмотрена возможность отказа от уже предоставленных налоговым агентом стандартных налоговых вычетов, поскольку такой отказ приводил бы к искажению налоговой базы и соответственно суммы исчисленного, удержанного и перечисленного налоговым агентом налога.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

19.02.2015

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).