Письмо Минфина России от 06.04.2015 N 03-01-10/19237

Как определить долю прямого участия в иностранной организации в целях признания ее КИК. Для этого необходимо документально подтвердить, что согласно закону соответствующей иностранной организации и ее учредительным документам владельцы ценных бумаг могут (или не могут) участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, относящимся к его компетенции.

Вопрос: Об определении доли участия организации или физлица в иностранной организации для целей признания ее (его) контролирующим лицом указанной организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2015 г. N 03-01-10/19237

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, и сообщает следующее.

В соответствии со "статьей 25.13" Кодекса контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено "пунктом 7 настоящей статьи", признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно "пункту 3 статьи 25.13" Кодекса контролирующим лицом организации признаются следующие лица:

1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.

Для целей "пункта 3 статьи 25.13" Кодекса доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным "статьей 105.2" Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

Согласно "статье 105.2" Кодекса доля участия одной организации в другой организации или физического лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Правила, предусмотренные "статьей 105.2" Кодекса, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 105.2" Кодекса долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

"Пункт 1 статьи 49" Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) определяет голосующую акцию общества как обыкновенную акцию или привилегированную акцию, предоставляющую акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.

Как следует из положений "пункта 2 статьи 31" и "пункта 1 статьи 49" Федерального закона N 208-ФЗ, акционеры - владельцы обыкновенных акций общества имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.

Акционеры - владельцы привилегированных акций общества имеют право голоса только в случаях, установленных Федеральным законом N 208-ФЗ ("пункт 1 статьи 32" и "пункт 1 статьи 49" указанного Федерального закона).

Учитывая изложенное, при определении доли прямого участия необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных.

Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.

В случае если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.

Обращаем внимание, что в случае владения ценными бумагами, эмитированными иностранной организацией, в целях определения доли прямого участия в иностранной организации необходимо документальное подтверждение права или его отсутствия у владельца данных ценных бумаг участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции согласно личному закону этой иностранной организации и ее учредительным документам.

Доля косвенного участия одной организации в другой организации определяется в порядке, предусмотренном "пунктом 3 статьи 105.2" Кодекса.

Дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.

Дополнительно отмечаем, что согласно "пункту 5 статьи 25.13" Кодекса контролирующим лицом организации может быть признано (в порядке, предусмотренном "пунктами 8" - "12 статьи 25.14" Кодекса) лицо, не отвечающее признакам, установленным "пунктом 3 статьи 25.13" Кодекса, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.

Осуществлением контроля над организацией в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.

Отмечаем, что лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации по основаниям, предусмотренным "пунктами 3" - "5 статьи 25.13" Кодекса, о чем направляет соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим "Кодексом".

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

06.04.2015

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).