Письмо Минфина России от 30.01.2014 N 03-05-05-01/3616

Объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Вопрос: Об исчислении налога на имущество организаций в отношении объектов электросетевого хозяйства при оказании услуг по передаче электрической энергии.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 января 2014 г. N 03-05-05-01/3616

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу исчисления налога на имущество организаций в отношении объектов электросетевого хозяйства при осуществлении услуг по передаче электрической энергии сообщает.

В соответствии со "ст. 374" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено "ст. ст. 378" и "378.1" Налогового кодекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены "Положением" по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Установленные "ПБУ 6/01" признаки основных средств согласуются с Общероссийским "классификатором" основных фондов (ОКОФ), утвержденным "Постановлением" Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, в соответствии с которым группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов, и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами, с учетом Общероссийского "классификатора" видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).

Согласно "п. 1 ст. 375" Кодекса налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, "п. 2 ст. 375" Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со "ст. 378.2" Кодекса. При этом на основании "п. 2 ст. 372" Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в рамках "ст. 378.2" Кодекса.

В соответствии с "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, применяется в отношении объектов недвижимости, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены "п. п. 3" - "5 ст. 378.2" Кодекса.

При этом уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, направляет Перечень в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает Перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Таким образом, установленные в соответствии со "ст. 378.2" Кодекса особенности налогообложения отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, применяются к объектам недвижимого имущества, включенным в Перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

Что касается объектов электросетевого хозяйства (зданий и сооружений), то необходимо иметь в виду, что объектами классификации "ОКДП" являются виды экономической деятельности, продукция и услуги, которые, в свою очередь, являются основными классификационными признаками предприятий - субъектов экономики.

Между тем согласно ОКДП ОК-00493 (а также ОКВЭД ОК 029-2007) розничная и оптовая торговля отнесены к "разд. G" "Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования", а производство и снабжение электроэнергией - к "разд. Е" "Электроэнергия, газ и водоснабжение".

В этой связи, по мнению Департамента, объекты электросетевого хозяйства (здания, сооружения) не относятся к объектам торговли, в отношении которых установлены особенности исчисления налоговой базы в соответствии со "ст. 378.2" Кодекса.

Кроме того, обращаем внимание, что в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, "п. 3 ст. 380" Кодекса установлены особенности определения законами субъектов Российской Федерации налоговых ставок, которые не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. - 0,7 процента, в 2015 г. - 1,0 процента, в 2016 г. - 1,3 процента, в 2017 г. - 1,6 процента, в 2018 г. - 1,9 процента ("Перечень" имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504), следовательно, налоговая база в отношении указанных объектов исчисляется в соответствии с "п. 1 ст. 375" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

30.01.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).