Письмо Минфина России от 22.01.2014 N 03-03-05/1962

Разъяснен порядок возврата переплаты за налоговые периоды до 2013 г., возникшей вследствие единовременного принятия расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке.

Вопрос: О предложении по исключению расходов по мобилизационной подготовке из состава внереализационных расходов по налогу на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 22 января 2014 г. N 03-03-05/1962

В связи с обращением с предложением об исключении расходов по мобилизационной подготовке из состава внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, с учетом заключения ФНС России по данному вопросу сообщаем следующее.

Согласно указанному предложению в целях увеличения поступлений налога на прибыль организаций предлагается внести соответствующие изменения в "ст. 265" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и одновременно рассмотреть вопрос о компенсации указанных расходов налогоплательщиков из федерального бюджета.

В связи с этим необходимо учитывать следующее.

Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций установлены Федеральным "законом" от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".

Согласно "п. 1 ст. 9" данного Федерального закона организации обязаны организовывать и проводить мероприятия и работы по мобилизационной подготовке.

На основании "п. 1 ст. 14" вышеуказанного Федерального закона работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. При этом "п. 2 указанной статьи" предусмотрено, что организации по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и местного самоуправления могут нести расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, не подлежащие компенсации из бюджетов, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) в производстве частично, но необходимых для выполнения мобилизационных заданий (заказов), которые включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации во внереализационные расходы.

Данная "норма" реализована в "пп. 17 п. 1 ст. 265" НК РФ, что не противоречит положениям "ст. 252" НК РФ, которой определены критерии признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Согласно данной "статье" НК РФ расходами для целей налога на прибыль организаций признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Поскольку расходы, осуществленные в силу закона, являются обоснованными, и принимая во внимание, что в случае, если расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке компенсируются из бюджета и средства в виде указанной компенсации подлежат учету коммерческими организациями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов, исключение "пп. 17 п. 1 ст. 265" НК РФ является нецелесообразным.

Кроме того, следует отметить, что значительная часть расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, дополнительно заявляемых налогоплательщиками в уточненных декларациях по налогу на прибыль организаций, представляет собой затраты капитального характера, связанные с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, дооборудованием основных средств. Указанные расходы в общем порядке учитываются для целей налогообложения прибыли организаций через механизм амортизации. Однако норма "пп. 17 п. 1 ст. 265" НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, позволяла налогоплательщикам учитывать такие затраты единовременно, что давало возможность существенно корректировать свои первоначально заявленные налоговые обязательства в сторону уменьшения.

При этом по информации, полученной из ФНС России, согласование в уполномоченных органах исполнительной власти перечней работ по мобилизационной подготовке, обосновывавших понесенные затраты, необходимое для заявления уточнения деклараций, производилось налогоплательщиками в ряде случаев в нарушение норм "НК" РФ.

Федеральным "законом" от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 206-ФЗ) "пп. 17 п. 1 ст. 265" НК РФ изложен в новой редакции, исключившей из перечня расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, расходы на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, относящегося к мобилизационным мощностям. Такие расходы, согласно "п. 1 ст. 256" НК РФ, учитываются через механизм начисления амортизации.

Указанный порядок применяется к расходам, осуществленным начиная с 1 января 2013 г. Однако согласно "п. 7 ст. 78" НК РФ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В этой связи представление налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций и заявлений о возврате переплаты, образовавшейся вследствие единовременного принятия расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, за налоговые периоды до 2013 г. возможно в 2014 и в 2015 гг.

В то же время изменения, внесенные "Законом" N 206-ФЗ, позволяют уменьшить суммы налога на прибыль организаций за 2013 г. и последующие годы, подлежащие единовременному возврату из бюджета, и потому снижают привлекательность данной "нормы" для налогоплательщиков как инструмента уменьшения налоговых обязательств.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

22.01.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).