Письмо Минфина России от 21.01.2014 N 17-03-11/08-672

Направлена информация о вступивших в силу с 1 января 2014 г. изменениях, которые внесены в законодательство о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 января 2014 г. N 17-03-11/08-672

Фонд социального страхования направляет для использования в работе информацию о вступивших в силу с 1 января 2014 года актах федерального законодательства, в соответствии с которыми внесены изменения в Федеральный "закон" от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ) и Федеральный "закон" от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).

1. Федеральным "законом" от 02.12.2013 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" внесены изменения в "статьи 58" и "58.2", в соответствии с которыми для отдельных категорий плательщиков продлено действие пониженных тарифов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.

До 2018 года включительно продлено действие пониженных тарифов страховых взносов (в части Фонда 0,0%) для следующих категорий плательщиков:

- организаций и предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), основной вид деятельности которых входит в перечень, включенный в "пункт 8 части 1 статьи 58" Закона N 212-ФЗ;

- аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным "законом" от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности ("пункт 10 части 1 статьи 58" Закона N 212-ФЗ);

- некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (театры, библиотеки, музеи и архивы) и массового спорта (за исключением профессионального) ("пункт 11 части 1 статьи 58" Закона N 212-ФЗ);

- благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке и применяющих УСН ("пункт 12 части 1 статьи 58" Закона N 212-ФЗ);

- индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, указанные в "подпунктах 19", "45" - "47 пункта 2 статьи 346.43" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ("пункт 14 части 1 статьи 58" Закона N 212-ФЗ).

2. Федеральным "законом" от 28.12.2013 N 428-ФЗ "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" внесены изменения в "статью 57", уточняющие условия применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов.

В целях применения IT-компаниями пониженных тарифов страховых взносов снижен порог средней численности работников для действующих организаций (среднесписочной - для вновь созданных). Теперь он составляет не менее семи человек ("пункт 3 части 2.1", "пункт 3 части 2.2 статьи 57" Закона N 212-ФЗ).

Кроме того, с 1 января 2014 года при определении доли доходов от деятельности в области информационных технологий в общем объеме доходов организации не нужно учитывать доходы, указанные в "пунктах 2" и "11 части второй статьи 250" НК РФ в виде:

- положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся при отклонений курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на иностранную валюту ("пункт 2 части 2 статьи 250" НК РФ);

- положительной курсовой разницы, возникающей при переоценке валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов), проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю, установленного Центральным банком Российской Федерации ("пункт 11 части 2 статьи 250" НК РФ).

3. "Постановлением" Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 с 1 января 2014 года предельная величина базы для начисления страховых взносов увеличена в 1,098 раза и составляет 624 тыс. руб.

4. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный "закон" от 21.12.2013 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды" (далее - Закон N 358-ФЗ), в соответствии с которым изменена редакция "статьи 22.1" Закона N 125-ФЗ.

Новой редакцией "статьи 22.1" Закона N 125-ФЗ установлена синхронизация положений "Закона" N 125-ФЗ и "Закона" N 212-ФЗ, касающаяся обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам, признание безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам и ее списание, зачет и возврат сумм излишне уплаченных и излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, аналогичном порядку, установленному "статьями 18" - "23", "25" - "27" Закона N 212-ФЗ.

С целью реализации "статьи 22.1" подготовлены к внесению в Минтруд России формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

До момента утверждения указанных форм документов региональным отделениям надлежит применять следующие формы документов:

- при проведении упрощенной процедуры взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем оформления "справки" о выявлении недоимки - форма 3-ФСС РФ являющаяся приложением N 6 к приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н;

- при взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по пеням и штрафам - "приложения 10" - "13" к постановлению Фонда от 21.05.2008 N 110.

Также в целях реализации "статьи 22.1" Закона N 125-ФЗ (в редакции Закона N 358-ФЗ) подготовлен к внесению в Минтруд России проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820" и проект совместного приказа Минтруда России и Минздрава России "О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2010 N 5н "Об утверждении формы решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".

До принятия указанных документов в новой редакции региональным отделениям при организации работы по списанию недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по пеням и штрафам следует руководствоваться "письмом" Фонда от 29.08.2006 N 02-18/05-9303 (далее - письмо Фонда N 02-18/05-9303).

При этом следует учитывать, что "письмо" Фонда N 02-18/05-9303 не применяется при признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженность по начисленным пеням и штрафам по дополнительным основаниям, установленным "постановлением" Правительства Российской Федерации от 23.05.2013 N 431 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 820", а именно:

- принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

- исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Соответственно, вышеуказанные дополнительно установленные основания признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и задолженности по начисленным пеням и штрафам региональными отделениями могут быть применены только после утверждения проекта постановления по внесению изменений в "постановление" Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 820 в связи с вступлением в силу "Закона" N 358-ФЗ.

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).