Письмо Минфина России от 20.01.2014 N 17-3/В-15

Производимые в рамках трудовых отношений выплаты временно пребывающим в России иностранным гражданам, которые заключили трудовой договор на неопределенный срок (кроме высококвалифицированных специалистов), облагаются только страховыми взносами в ПФР. Взносы в ФСС РФ и ФФОМС начисляются со дня получения вида на жительство.

Вопрос: Об определении базы для начисления страховых взносов в отношении иностранного гражданина, заключившего трудовой договор на неопределенный срок, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на постоянно проживающего на территории РФ, в 2013, 2014 гг.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 января 2014 г. N 17-3/В-15

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу определения базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении гражданина Республики, работающего по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, у которого в течение расчетного периода статус изменился с временно пребывающего на постоянно проживающего на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с "частью 3 статьи 8" Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов - организации определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Страховые взносы, установленные Федеральным "законом" N 212-ФЗ, уплачиваются в целях обязательного социального (пенсионного, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинского) страхования лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть застрахованных лиц.

Исходя из положений "пункта 1 статьи 7" Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, работающие по трудовому договору, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным "законом" от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации и заключившие трудовой договор на неопределенный срок, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поэтому в случае изменения статуса иностранного гражданина, работающего по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, с временно пребывающего на постоянно проживающего на территории Российской Федерации база для начисления страховых взносов в ПФР в отношении такого иностранного гражданина продолжает определяться нарастающим итогом с начала расчетного периода в общеустановленном порядке.

При этом до 2014 года согласно "статье 22.1" Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации и заключивших трудовой договор на неопределенный срок, должны были уплачиваться по тарифу, установленному Федеральным законом N 167-ФЗ (в редакции, действующей до 2014 года) для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц.

В отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, страховые взносы до 2014 года уплачивались по тарифу, установленному Федеральным законом N 167-ФЗ (в редакции, действующей до 2014 года) для граждан Российской Федерации на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения указанных застрахованных лиц.

В Федеральном "законе" N 212-ФЗ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок начисления страховых взносов при изменении статуса иностранного гражданина в течение расчетного периода. Поэтому следует руководствоваться общими нормами Федерального "закона" N 212-ФЗ, определяя тариф взносов в зависимости от статуса застрахованного лица на конкретную дату.

Таким образом, в 2013 году страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии должны были уплачиваться с выплат в пользу работника - гражданина Республики только с момента приобретения им статуса постоянно проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина. При этом за месяц приобретения статуса постоянно проживающего страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии подлежали уплате только с части выплат, начисленной за период со дня, в котором статус изменился, до конца месяца.

Обращаем внимание, что с 2014 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный "закон" N 167-ФЗ Федеральным "законом" от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения", разделение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии страхователями не производится.

На основании "пункта 1 статьи 2" Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", "статьи 10" Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию не являются, поэтому в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования включаются выплаты, начисляемые в пользу гражданина Республики со дня получения вида на жительство.

Директор Департамента

Л.Ю.ЧИКМАЧЕВА

20.01.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).