Письмо Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-11/264

Садовое некоммерческое товарищество, применяющее УСН, не учитывает в доходах взносы учредителей (участников, членов), если эти взносы используются на содержание некоммерческой организации или ведение ею уставной деятельности. Такое использование денежных средств необходимо подтвердить документально.

Вопрос: Об учете СНТ, применяющим УСН, взносов учредителей (участников, членов) и других платежей, поступающих СНТ, а также об учете расходов, понесенных за счет взносов; об ответственности за неуплату или неполную уплату налога и за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 января 2014 г. N 03-11-11/264

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 346.15" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250 гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса.

Согласно "п. 2 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

В соответствии с "пп. 1 п. 2 ст. 251" Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном "ст. 324" Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, садоводческое некоммерческое товарищество в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в том числе в налоговой декларации по вышеуказанному налогу, не учитывает взносы учредителей (участников, членов) при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то в соответствии со "ст. 249" Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные "п. 1 ст. 346.16" Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в "п. 1 ст. 252" Кодекса, в соответствии с которыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

При этом расходы, понесенные за счет целевых поступлений (взносов учредителей (участников, членов)), в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не отражаются.

В соответствии со "ст. 346.17" Кодекса в целях гл. 26.2 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод). Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом Кодексом не предусмотрено при признании доходов и расходов в целях "гл. 26.2" Кодекса учитывать наличие у налогоплательщиков сметы доходов и расходов.

За неуплату или неполную уплату сумм налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, к налогоплательщикам применятся ответственность, предусмотренная "ст. 122" Кодекса.

Так, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного "ст. 129.3" Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Вышеуказанные деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога.

За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, применяется ответственность, предусмотренная "ст. 120" Кодекса.

Так, грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Те же деяния, если они совершены в течение более чем одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с "п. 1 ст. 25" Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого объединения, в том числе за деятельностью его председателя, членов правления и правления, осуществляет ревизионная комиссия (ревизор), избранная из числа членов такого объединения общим собранием его членов в составе одного или не менее чем трех человек на срок два года.

Согласно "пп. 1 п. 3 ст. 25" вышеуказанного Федерального закона ревизионная комиссия (ревизор) садоводческого некоммерческого объединения обязана проверять выполнение правлением такого объединения и председателем правления решений общих собраний членов такого объединения (собраний уполномоченных), законность гражданско-правовых сделок, совершенных органами управления таким объединением, нормативных правовых актов.

В связи с этим по вопросам недостоверности сведений бухгалтерского баланса садоводческого некоммерческого товарищества следует обратиться по принадлежности в ревизионную комиссию (к ревизору) садоводческого некоммерческого товарищества.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

13.01.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).