Письмо Минфина России от 09.01.2014 N 03-08-05/82

При проведении проверок налогового агента, который выплачивает доход по облигациям и акциям российских эмитентов, учитываемым на счете депо иностранного номинального держателя, инспекция может запрашивать не только документы, определенные в ст. ст. 214.8 и 310.2 НК РФ, но и те, которые подтверждают право налогоплательщика на применение налоговых ставок и льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

Вопрос: О запрашиваемых налоговыми органами документах при проведении налоговых проверок налогового агента для целей НДФЛ и налога на прибыль при выплате доходов по облигациям и акциям российских эмитентов, учитываемых на счете депо иностранного номинального держателя.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 января 2014 г. N 03-08-05/82

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о выполнении функций налогового агента при выплате доходов по корпоративным облигациям и акциям российских эмитентов, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, в соответствии с Федеральным "законом" от 02.11.2013 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", сообщает следующее.

Списки документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами Российской Федерации при проведении проверки налогового агента, определены "ст. ст. 214.8" и "310.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 214.8" и "пп. 5 п. 1 ст. 310.2" Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки и (или) выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со "ст. ст. 214.6" и "310.1" Кодекса налоговые органы вправе запрашивать в порядке, предусмотренном Кодексом, иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, предоставленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Таким образом, списки, указанные в "ст. ст. 214.8" и "310.2" Кодекса, являются открытыми, то есть при проверке дополнительно могут быть запрошены документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующих налоговых ставок и льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Закрытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами, не определен.

Сроки хранения документов, подтверждающих предоставленную налогоплательщиками налоговому агенту обобщенную информацию, не устанавливаются международными договорами об избежании двойного налогообложения, а определяются национальным законодательством договаривающихся стран.

Возврат излишне уплаченных сумм налога на прибыль производится в порядке, предусмотренном "ст. 78" Кодекса, на основании документов, указанных в "ст. 312" Кодекса.

В частности, "п. 2 ст. 312" Кодекса предусмотрена "форма" заявления на возврат удержанного налога, устанавливаемая федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в которой указываются сумма удержанного налога и сумма налога, подлежащая удержанию по международному договору об избежании двойного налогообложения, а также сумма налога, подлежащая возврату.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

09.01.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).