Письмо Минфина России от 15.09.2014 N 03-04-06/46030, N 03-04-06/46035

Оплата проезда на мероприятие, произведенная компанией в интересах физлиц, облагается НДФЛ.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ сумм оплаты организацией стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения физлиц, принимающих участие в мероприятиях на территории РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 15 сентября 2014 г. N 03-04-06/46030, от 15 сентября 2014 г. N 03-04-06/46035

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты организацией за физических лиц, принимающих участие в различных мероприятиях на территории Российской Федерации, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 210" Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Согласно "подпункту 1 пункта 2 статьи 211" Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, по общему правилу оплата за физических лиц стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения, если такая оплата производится в интересах налогоплательщика, является их доходом, полученным в натуральной форме. С учетом "пункта 1 статьи 211" Кодекса суммы такой оплаты, производимой организацией, включаются в налоговую базу указанных физических лиц.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 226" Кодекса исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со "статьями 214.3", "214.4", "214.5", "214.6", "226.1", "227", "227.1" и "228" Кодекса.

Из изложенного следует, что при оплате организацией за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения, если такая оплата производится в интересах указанных лиц, такая организация признается налоговым агентом и обязана исполнять обязанности, предусмотренные для налоговых агентов "статьями 226" и "230" Кодекса, в том числе по исчислению, удержанию и уплате налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации и по предоставлению сведений о доходах физических лиц в налоговый орган по месту своего учета.

Согласно "пункту 4 статьи 226" Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Таким образом, если организация, помимо оплаты за физических лиц, приглашенных для участия в различных мероприятиях, стоимости проезда к месту проведения мероприятий и проживания в месте их проведения, если такая оплата производится в интересах таких лиц, производит выплату указанным лицам каких-либо иных доходов в денежной форме, то налог с доходов, полученных физическими лицами в натуральной форме, должен удерживаться организацией из доходов, полученных в денежной форме, с учетом ограничения, установленного "пунктом 4 статьи 226" Кодекса.

Если никаких доходов в денежной форме организация указанным лицам не выплачивает, применяются положения "пункта 5 статьи 226" Кодекса, согласно которым при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

В этом случае исчисление, декларирование и уплата налога на доходы физических лиц с указанных доходов производятся физическими лицами - получателями доходов самостоятельно по итогам налогового периода.

При этом в соответствии с "подпунктом 1 пункта 2 статьи 211" Кодекса оплата организацией или индивидуальным предпринимателем за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого налогоплательщика не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме. Также обращаем внимание, что в соответствии со "статьей 41" Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. В случае если у физического лица в результате оплаты за него организацией товаров (работ, услуг) или имущественных прав, не возникает экономической выгоды, такая оплата также не может быть признана его доходом.

Полагаем, что определение того, насколько в каждом случае оплата организацией или индивидуальным предпринимателем за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав осуществляется в его интересах или приводит к возникновению у него экономической выгоды, относится к анализу конкретной хозяйственной ситуации, обращения по поводу которых в Департаменте не рассматриваются.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).