Письмо Минфина России от 01.09.2014 N 03-02-07/1/43731

Увеличивать срок уведомления банком инспекций о счетах и вкладах физлиц нецелесообразно.

Вопрос: У банков - членов АРБ возникают вопросы, касающиеся порядка и сроков выполнения требований "ст. 86" НК РФ в части сообщения банками в налоговые органы по месту своего нахождения информации об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с "пп. "а" п. 7 ст. 10" Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в "ст. 86" НК РФ были внесены изменения, вступившие в силу с 1 июля 2014 г.

С указанной даты банки обязаны в течение трех дней со дня соответствующего события сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Вместе с тем на практике при исполнении данного требования банки сталкиваются со значительными трудностями, что обусловлено следующим. В случае если согласно установленному режиму работы банк обслуживает клиентов - физических лиц, например, с 9.00 до 20.00 ч, то срок подготовки и передачи сообщений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц сокращается по сути до двух дней.

При этом крупные и средние банки направляют несколько сотен таких сообщений в день.

В связи с этим неминуемо возникают технические ошибки, а квитанции о непринятии сообщений налоговым органом поступают в банк через несколько дней. Таким образом, банк не может своевременно направить новое сообщение с исправленными ошибками. Данный факт влечет для банка штрафные санкции в размере 40 тыс. руб. в соответствии с "п. 2 ст. 132" НК РФ.

Принимая во внимание то, что законодателем не был установлен переходный период для отработки системы контроля правильности заполнения всех реквизитов сообщений, а также отсутствуют официальные разъяснения Минфина России и Банка России по вопросу исполнения кредитными организациями требований "ст. 86" НК РФ, возможно ли внести изменения в "НК" РФ в целях увеличения срока направления сообщений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с трех до пяти дней?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 сентября 2014 г. N 03-02-07/1/43731

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о предложении о внесении изменений в Налоговый "кодекс" Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях увеличения срока направления сообщений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, до пяти дней и сообщается следующее.

В силу "пункта 1 статьи 86" Кодекса банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, о предоставлении права или прекращении права организаций, индивидуальных предпринимателей использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративных средств платежа. Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

В целях реализации положений "пункта 1 указанной статьи" Банком России по согласованию с ФНС России утверждено "Положение" от 07.09.2007 N 311-П "О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита)".

Согласно "пунктам 1.1" и "1.2" указанного Положения Банка России банк формирует сообщение в электронном виде об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) счета, вклада (депозита) клиента по форматам, установленным ФНС России. Передача электронного сообщения осуществляется банком через территориальное учреждение Банка России и Центр информационных технологий Банка России в уполномоченный налоговый орган для последующей доставки электронного сообщения в налоговый орган по месту нахождения банка.

Электронное сообщение о счете, вкладе (депозите) клиента банка, открытом в его филиале, может также оперативно формироваться этим филиалом и направляться банком через указанный филиал в уполномоченный налоговый орган.

Приказом ФНС России от 23.05.2014 N ММВ-7-14/292@ утверждены "формы" и "форматы" сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Учитывая электронную форму передачи информации, полагаем, что внесение изменений в "пункт 1 статьи 86" Кодекса в части увеличения срока направления банками в налоговые органы сообщений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, нецелесообразно.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

01.09.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).