Письмо Минфина России от 17.10.2014 N 03-08-13/52359

Деятельность зарубежной фирмы в РФ может вести к образованию постоянного представительства.

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль расходов иностранной организации, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 октября 2014 г. N 03-08-13/52359

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросу разъяснения норм Налогового "кодекса" Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении учета расходов, понесенных иностранной организацией, деятельность которой приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со "статьей 247" и "пунктом 1 статьи 307" Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов. Расходы и доходы иностранной организации, относящиеся к ее деятельности в Российской Федерации, которая приводит к образованию постоянного представительства, определяются в соответствии с положениями и требованиями "главы 25" Кодекса.

При этом в соответствии со "статьей 306" Кодекса под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации. Другими словами, постоянным представительством иностранной организации в целях Кодекса признается не только институционализированное подразделение этой иностранной организации, созданное на территории Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством, но и деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории Российской Федерации.

Таким образом, для целей применения "пункта 1 статьи 307" Кодекса налоговая база по налогу на прибыль в отношении постоянного представительства иностранной организации определяется на основании учета доходов (расходов) иностранной организации, полученных (понесенных) в связи с деятельностью, приводящей к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации. "Пунктом 9 статьи 307" Кодекса, действующим с 1 января 2012 года, установлены принципы распределения доходов и расходов иностранной организации, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль в отношении деятельности этой иностранной организации, приводящей к образованию ее постоянного представительства в Российской Федерации.

При этом расходы, принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, должны соответствовать требованиям "статьи 252" Кодекса.

Согласно "пункту 1 статьи 252" Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы.

"Статьей 313" Кодекса установлено, что подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы.

Согласно "статье 9" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) в редакции, действовавшей до 31.12.2012, хозяйственные операция, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами бухгалтерского учета и в которых отражаются содержание и измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 4" Закона о бухгалтерском учете сфера его действия распространяется на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.10.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).