Письмо Минфина России от 13.10.2014 N 03-01-18/51470

В целях признания сделок контролируемыми доходы, полученные по ним сторонами, суммируются. Доходы по таким сделкам учитываются за календарный год. При этом необходимо руководствоваться положениями как раздела V.1 НК РФ, так и гл. 25 НК РФ.

Вопрос: Об определении суммы доходов по сделкам в целях признания их контролируемыми, если они совершены управляющей компанией в рамках доверительного управления имуществом ПИФа.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 октября 2014 г. N 03-01-18/51470

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "статьи 105.14" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

В соответствии со "статьями 10" и "11" Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом. Сделки с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, совершает управляющая компания от своего имени, указывая, что она действует в качестве доверительного управляющего.

При этом согласно "статье 1015" Гражданского кодекса Российской Федерации управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в качестве доверительного управляющего, является коммерческой организацией, за исключением унитарного предприятия.

В связи с этим следует отметить, что в силу "пункта 1 статьи 246" Кодекса налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Соответственно, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, действующая в качестве доверительного управляющего, является налогоплательщиком налога на прибыль организаций.

Следует также отметить, что правила, предусмотренные "разделом V.1" Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным "пунктом 4 статьи 105.3" Кодекса (в том числе по налогу на прибыль организаций).

При этом при применении положений "статьи 105.14" Кодекса необходимо учитывать следующее.

"Статьей 105.14" Кодекса установлены условия признания сделок контролируемыми. При этом сделки, предусмотренные "подпунктами 2" и "3 пункта 1", "пунктом 2 указанной статьи", признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.

В соответствии с "пунктом 9 статьи 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "главой 25" Кодекса.

Следовательно, при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам.

Согласно "статье 248" Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "статьями 249" и "250" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные "статьей 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

При определении суммы доходов по сделкам, совершенным в рамках доверительного управления имуществом, составляющим обособленный имущественный комплекс - паевой инвестиционный фонд, следует также учитывать особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленные "абзацем первым пункта 2 статьи 276" Кодекса.

Таким образом, при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей "статьи 105.14" Кодекса, по мнению Департамента, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с учетом порядка, установленного "главой 25" Кодекса.

Учитывая изложенное, при исчислении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми необходимо руководствоваться совокупностью положений "раздела V.1" и "главы 25" Кодекса.

Одновременно сообщается, что об указанных в "статье 105.14" Кодекса контролируемых сделках, совершенных в календарном году, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы в порядке, установленном "статьей 105.16" Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

13.10.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).