Письмо Минфина России от 06.10.2014 N ГД-4-3/20447

Налоговый агент сообщает в инспекцию о доходах налогоплательщика, с которых удержан НДФЛ.

Вопрос: О представлении налоговыми агентами по НДФЛ сведений о доходах физлиц в виде дивидендов, в отношении которых был исчислен и удержан НДФЛ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 6 октября 2014 г. N ГД-4-3/20447

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц в виде дивидендов и сообщает следующее.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 24" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Обязанности налоговых агентов указаны в "пункте 3 статьи 24" Кодекса и включают в себя как обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации, так и обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Обязанности налоговых агентов следует рассматривать в системной взаимосвязи друг с другом. Возникновение у организации - налогового агента обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов неизбежно влечет за собой возникновение у такой организации обязанности по представлению в налоговый орган сведений о доходах налогоплательщика, с которых были исчислены, удержаны и перечислены в бюджет данные суммы налогов.

Нарушение данного принципа может привести к нарушениям прав и законных интересов налогоплательщиков, поскольку налоговые органы, не обладая информацией о суммах налогов, удержанных у налогоплательщиков, не смогут надлежащим образом выполнять возложенную на них функцию по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе по предоставлению налоговых вычетов, возврату излишне удержанных сумм налогов и т.п.

Применительно к доходам физических лиц данный принцип реализован, в частности, в положениях статьи 230 Кодекса, "пункт 2" которой (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предписывал налоговым агентам ежегодно представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов.

С 01.01.2014 "пунктом 4 статьи 230" Кодекса законодатель установил иной механизм представления налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. При этом состав сведений, подлежащих представлению в налоговый орган, не изменился.

Учитывая изложенное, сведения о доходах физических лиц, предусмотренные "пунктом 4 статьи 230" Кодекса, представляются налоговыми агентами персонально по каждому физическому лицу - получателю доходов.

В дополнение ФНС России сообщает, что 29.08.2014 на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен для публичного обсуждения в срок по 29.09.2014 проект приказа ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" и сводный отчет о проведении оценки регулирующего воздействия. Полный электронный адрес: http://regulation.gov.ru/project/11808.html?point=view_project&stage=2&stage_id=12251.

Проект обновленной формы Декларации дополнен Приложением N 2, предназначенным для отражения сведений о доходах физических лиц, предусмотренных "пунктом 4 статьи 230" Кодекса.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

06.10.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).