Письмо Минфина России от 01.10.2014 N 03-06-06-01/49126

Морское месторождение углеводородного сырья признается новым при соблюдении ряда условий.

Вопрос: В соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 11.1" НК РФ новым морским месторождением углеводородного сырья признается морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на период с 1 января 2016 г., включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 1 января 2016 г. дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена.

При этом согласно "пп. 6 п. 1 ст. 11.1" НК РФ датой начала промышленной добычи углеводородного сырья на месторождении углеводородного сырья признается дата, на которую составлен государственный баланс запасов полезных ископаемых, согласно которому степень выработанности запасов хотя бы одного из видов углеводородного сырья, добываемых на этом месторождении углеводородного сырья, впервые превысила 1%.

Если степень выработанности запасов по одному из видов углеводородного сырья впервые превысит 1% в соответствии с государственным балансом запасов полезных ископаемых на 1 января 2016 г. (или более позднюю дату), данное месторождение будет считаться новым морским месторождением в соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 11.1" НК РФ.

Если степень выработанности запасов хотя бы одного из видов углеводородного сырья превысит 1% в течение 2015 г., то данное месторождение будет признано новым морским месторождением в соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 11.1" НК РФ, так как данный показатель будет отражен в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2016 г.

В соответствии с "п. 1 ст. 5" Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ в отношении морских месторождений углеводородного сырья, для которых степень выработанности запасов всех видов углеводородного сырья по состоянию на 1 января 2014 г. составляет менее 1%, налогоплательщик вправе самостоятельно принять решение об отнесении указанного месторождения углеводородного сырья к новому морскому месторождению углеводородного сырья.

Если дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья пришлась на период до 1 января 2016 г., сумма налога на прибыль, исчисленная по деятельности на этом месторождении, и сумма НДПИ, исчисленная при добыче углеводородного сырья на этом месторождении, подлежат восстановлению и уплате в бюджет без учета особенностей, установленных для исчисления и уплаты соответствующих налогов для новых морских месторождений углеводородного сырья с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Банка России.

Таким образом, налогоплательщику предоставлено право применять порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль и НДПИ, установленный для новых морских месторождений, начиная с 1 января 2014 г. Обязанность применять новый порядок с 1 января 2014 г. отсутствует.

Обязанность по определению налоговой базы по налогу на прибыль при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья в соответствии со "ст. 275.2" НК РФ, а также по исчислению налоговой базы по НДПИ в соответствии со "ст. 340" НК РФ с учетом особенностей, указанных в "ст. 340.1" НК РФ, возникнет у налогоплательщика с 1 января 2016 г. в случае признания морского месторождения углеводородного сырья новым морским месторождением.

В "НК" РФ и Федеральном "законе" N 268-ФЗ отсутствуют положения о необходимости пересчета с 1 января 2014 г. налога на прибыль организаций и НДПИ, исчисленных при добыче углеводородного сырья на морском месторождении, признанном новым морским месторождением с 1 января 2016 г.

Каков порядок признания морского месторождения углеводородного сырья новым морским месторождением углеводородного сырья в соответствии с "пп. 5 п. 1 ст. 11.1" НК РФ, если фактическая степень выработанности запасов хотя бы одного из видов углеводородного сырья, добываемых на месторождении, впервые превысит 1% в течение 2015 г.?

Необходимо ли пересчитывать с 1 января 2014 г. налог на прибыль и НДПИ, исчисленные при добыче углеводородного сырья на морском месторождении, признанном новым морским месторождением с 1 января 2016 г.?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 октября 2014 г. N 03-06-06-01/49126

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка признания нового морского месторождения углеводородного сырья, а также наличия обязанности пересчета с 1 января 2014 года налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья в случае признания его новым морским месторождением углеводородного сырья с 1 января 2016 года и сообщает следующее.

Согласно "пункту 1 статьи 11.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях исчисления налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых при добыче углеводородного сырья на морских месторождениях углеводородного сырья новым морским месторождением углеводородного сырья является морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья которого приходится на период с 1 января 2016 года (включая морское месторождение углеводородного сырья, для которого по состоянию на 1 января 2016 года дата начала промышленной добычи углеводородного сырья не определена).

При этом датой начала промышленной добычи углеводородного сырья на месторождении углеводородного сырья является дата, на которую составлен государственный баланс запасов полезных ископаемых, согласно которому степень выработанности запасов хотя бы одного из видов углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемых на этом месторождении углеводородного сырья, впервые превысила 1 процент.

В целях "статьи 11.1" Кодекса степень выработанности запасов каждого вида углеводородного сырья, добываемого на месторождении углеводородного сырья, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых как частное от деления суммы накопленной добычи такого вида углеводородного сырья на этом месторождении углеводородного сырья (включая потери при добыче) на его начальные запасы, а для нефти - начальные извлекаемые запасы.

Таким образом, исходя из норм "Кодекса" следует, что для признания морского месторождения углеводородного сырья новым месторождением необходимо, чтобы дата утверждения государственного баланса запасов полезных ископаемых, в котором впервые отражается превышение степени выработанности хотя бы одного из видов углеводородного сырья в 1 процент, приходилась на период с 1 января 2016 года.

При этом следует учитывать, что данные о накопленной добыче углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья за 2015 год будут учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых на 1 января 2016 года.

Вместе с тем "пунктом 1 статьи 5" Федерального закона от 30.09.2013 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон) в отношении морских месторождений углеводородного сырья, для которых степень выработанности запасов всех видов углеводородного сырья (за исключением попутного газа) по состоянию на 1 января 2014 года составляет менее 1 процента, установлено право налогоплательщика самостоятельно принять решение об отнесении указанного месторождения углеводородного сырья к новому морскому месторождению углеводородного сырья.

При этом в случае, если дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья, отнесенном налогоплательщиком к новому морскому месторождению углеводородного сырья в соответствии со "статьей 5" Закона, пришлась на период до 1 января 2016 года, сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по деятельности налогоплательщика на этом месторождении, и сумма налога на добычу полезных ископаемых, исчисленная при добыче углеводородного сырья на этом месторождении, подлежат восстановлению и уплате в бюджет начиная с 1-го числа налогового периода по соответствующему налогу, в котором указанное морское месторождение углеводородного сырья было отнесено налогоплательщиком к новому морскому месторождению углеводородного сырья, без учета особенностей, установленных для исчисления и уплаты соответствующих налогов для новых морских месторождений углеводородного сырья, и уплате в бюджет с применением ставки пени, равной одной трехсотой действующей в этот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, обязанность пересчета сумм налога на прибыль организаций, исчисленных по деятельности налогоплательщика на этом месторождении, и сумм налога на добычу полезных ископаемых, исчисленных при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья возникает в случае превышения впервые степени выработанности запасов хотя бы одного из видов углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добываемых на месторождении углеводородного сырья, 1 процента по данным утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2015 года при условии, что налогоплательщик самостоятельно принял решение об отнесении указанного месторождения углеводородного сырья к новому морскому месторождению углеводородного сырья.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

01.10.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).