Письмо Минфина России от 26.11.2014 N 03-07-11/60275

Рассмотрен вопрос о применении НДС при досрочном расторжении концессионного соглашения.

Вопрос: О применении НДС при досрочном расторжении концессионного соглашения, если концедент компенсировал расходы концессионера.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 ноября 2014 г. N 03-07-11/60275

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при досрочном расторжении концессионного соглашения Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с "пунктом 5 статьи 15" Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.

Согласно "подпункту 1 пункта 1 статьи 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 39" Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Кроме того, "подпунктом 2 пункта 1 статьи 162" Кодекса предусмотрено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в случае расторжения в том числе до начала строительства объекта соглашения, предусматривающего передачу концессионером концеденту товаров, результатов работ, в частности проектной документации, подготовленной концессионером до даты прекращения действия соглашения, с компенсацией их стоимости, данная передача признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость и, соответственно, у концессионера возникает обязанность по исчислению и уплате налога. При этом на основании "подпункта 1 пункта 2 статьи 171" Кодекса обязанность по восстановлению сумм налога, ранее принятых к вычету по данным товарам (работам), у концессионера не возникает.

В случае если при расторжении соглашения передача концессионером товаров, результатов работ не осуществляется, то денежные средства, полученные концессионером от концедента в порядке компенсации расходов концессионера, в налоговую базу у концессионера не включаются на основании вышеназванной нормы "статьи 162" Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по товарам (работам, услугам), компенсация расходов на приобретение которых в налоговую базу не включается, подлежат восстановлению концессионером на основании "подпункта 2 пункта 3 статьи 170" Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "письмом" Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

О.Ф.ЦИБИЗОВА

26.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).