Письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-03-06/1/59547

Определен порядок принятия к учету распределяемого имущества ликвидируемой организации. Такое имущество можно принять к налоговому учету по его рыночной стоимости на дату получения с учетом дохода, представленного в виде разницы между этой стоимостью и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале ликвидируемой организации.

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль доходов от передачи имущества ликвидируемой организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/59547

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при ликвидации организации и распределении ее имущества между налогоплательщиками-акционерами (участниками, пайщиками), установлены "статьей 277" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "пунктом 2 статьи 277" НК РФ при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков - акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Таким образом, при передаче организации имущества ликвидируемого общества доход организации определяется как разница между рыночной стоимостью получаемого имущества на момент его получения и стоимостью оплаченной доли в уставном капитале общества, определенной в порядке, установленном "пунктом 2 статьи 277" НК РФ.

Однако "статьей 277" НК РФ не установлен порядок принятия к налоговому учету имущества, получаемого при распределении имущества ликвидируемого общества.

Вместе с тем при принятии такого имущества к налоговому учету необходимо исходить из того, что право на получение данного имущества возникло в связи с приобретением налогоплательщиком доли в уставном капитале общества, вследствие чего такое имущество не может рассматриваться как безвозмездно полученное. В этой связи положения "подпункта 11 пункта 1 статьи 251" НК РФ на получателя такого имущества не распространяются.

Также отмечаем, что с учетом принципа экономической обоснованности налогов, предусмотренного "пунктом 3 статьи 3" НК РФ, стоимость получаемого имущества ликвидируемого общества должна определяться исходя из стоимости оплаченной участником доли в уставном капитале общества с учетом отраженного в налоговом учете на дату получения имущества дохода в виде превышения рыночной стоимости имущества над стоимостью такой доли.

В связи с этим, учитывая установленный "статьей 277" НК РФ порядок оценки стоимости распределяемого ликвидируемым обществом имущества, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе принять указанное имущество к налоговому учету по стоимости (первоначальной стоимости), равной рыночной стоимости имущества на дату его получения.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

24.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).