Письмо Минфина России от 24.11.2014 N 03-06-05-01/59699

Залежь определяют по данным госбаланса, а не по сведениям заключения госэкпертизы запасов.

Вопрос: О применении термина "залежь" в целях налогообложения НДПИ добычи углеводородного сырья по объектам учета, не выделенным в государственном балансе запасов; о применении коэффициента Кд к ставке НДПИ, в том числе если залежь расположена на двух и более лицензионных участках, а положения "п. 6 ст. 342.2" НК РФ соблюдаются только по части залежи.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 2014 г. N 03-06-05-01/59699

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений "статьи 342.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

1. По вопросу правомерности применения термина (понятия) "залежь", используемого в "Кодексе", при налогообложении добычи углеводородного сырья к площадям, участкам, пластам, горизонтам, поднятиям и другим объектам учета, в случае если в государственном балансе запасов полезных ископаемых они не выделены в отдельные объекты учета запасов, но при этом выделены в отдельные объекты учета на основании заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Согласно "подпункту 1 пункта 1 статьи 336" Кодекса в целях главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Кодекса залежью углеводородного сырья признается объект учета запасов одного из видов полезных ископаемых, указанных в "подпункте 3 пункта 2 статьи 337" Кодекса (за исключением попутного газа), в государственном балансе запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр, в составе которого не выделены иные объекты учета запасов.

При этом "Кодексом" не предусмотрено использование заключения государственной экспертизы запасов нефти, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых при применении коэффициента Кд, в целях толкования понятия "залежь".

2. По вопросу правомерности применения коэффициента Кд меньше 1, в случае если залежь расположена на двух и более лицензионных участках, при соблюдении положений "пункта 6 статьи 342.2" Кодекса только по части залежи, расположенной на конкретном участке недр, запасы которой учтены в государственном балансе запасов полезных ископаемых за соответствующим недропользователем.

С учетом определения залежи углеводородного сырья, данного в "статье 336" Кодекса, залежью является объект учета запасов, расположенный на участке недр, следовательно, часть залежи таким объектом признаваться не может.

3. По вопросу определения периода, в котором запасы конкретной залежи углеводородного сырья впервые поставлены на государственный баланс, либо впервые превысили 1 процент выработанности, в случае если индекс залежи, пласта или иного объекта учета запасов, на котором расположена залежь, и недропользователь данного участка недр неоднократно менялись, а запасы нефти по конкретной залежи углеводородного сырья были поставлены на государственный баланс полезных ископаемых в давние периоды.

Для подготовки конкретного ответа по данному вопросу необходима более детальная информация.

Вместе с тем отмечаем, что согласно "пункту 2 статьи 342.2" Кодекса коэффициент Кд применяется с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором запасы нефти по конкретной залежи углеводородного сырья поставлены на государственный баланс. Данное положение "Кодекса" применяется с 01.09.2013 вне зависимости от даты постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых на конкретном участке недр.

Федеральным "законом" от 28.06.2014 N 187-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" внесены изменения в "пункт 2 статьи 342.2" Кодекса.

В соответствии с данными изменениями с 1 января 2015 года "абзац первый пункта 2 статьи 342.2" Кодекса дополняется предложением следующего содержания: "Для целей настоящей главы датой постановки запасов нефти на государственный баланс запасов полезных ископаемых признается дата утверждения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых".

При этом уточнен момент начала исчисления периода, до окончания которого коэффициент Кд к ставке НДПИ применяется в размерах, установленных "пунктом 1 статьи 342.2" Кодекса:

с 01.01.2014 для залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2013 года составляет более 1 процента;

с 01.01.2015 для залежей углеводородного сырья, указанных в "подпункте 1 пункта 1 статьи 342.2" Кодекса, степень выработанности запасов которых в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2012 года составляет более 3 процентов;

с 1 января года, в котором степень выработанности запасов конкретной залежи углеводородного сырья впервые превысила 1 процент, в иных случаях.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

24.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).