Письмо Минфина России от 20.11.2014 N 03-04-07/58969

Между РФ и Вьетнамом заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Согласно данному акту вознаграждение физлиц - налоговых резидентов РФ за работу на буровой платформе может облагаться налогом в обоих государствах, если указанная платформа образует постоянное представительство во Вьетнаме. В противном случае доходы таких лиц облагаются налогом только в РФ.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ вознаграждения работников российской организации за работу в качестве членов экипажа буровой установки на шельфе во Вьетнаме.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 ноября 2014 г. N 03-04-07/58969

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов, выплачиваемых физическим лицам от осуществления деятельности в качестве членов экипажа буровой установки, работающей на шельфе Социалистической Республике Вьетнам, и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Согласно "статье 209" Кодекса для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, доход, полученный от источников в Российской Федерации.

В соответствии с "подпунктом 6 пункта 3 статьи 208" Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Из изложенного следует, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации (на шельфе Вьетнама) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации.

В отношении физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, необходимо учитывать следующее.

В соответствии с "пунктами 1" и "2" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее - Соглашение) заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, вознаграждение, полученное в связи с этим, может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом независимо от положений "пункта 1" вознаграждение, полученное лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

a) получатель находится в другом Договаривающемся государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году; и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, который не является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся государстве; и

c) расходы по выплате вознаграждения не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом государстве.

Таким образом, в соответствии с положениями "статьи 15" Соглашения заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. При этом в случае, если расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство, которое наниматель имеет в другом государстве, такие доходы могут облагаться в этом другом Договаривающемся государстве.

Следовательно, вознаграждение физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, за работу на буровой платформе, образующей постоянное представительство во Вьетнаме, может облагаться как в Российской Федерации, так и в Социалистической Республике Вьетнам. Если буровая платформа не образует постоянное представительство и при соблюдении иных условий, предусмотренных в "параграфах a") и "b) пункта 2 статьи 15" Соглашения, указанные доходы физических лиц могут облагаться только в Российской Федерации.

Наличие у физических лиц - работников организации статуса налогового резидента того или иного государства определяется самой организацией - налоговым агентом, так же как и наличие у самой организации постоянного представительства, образовавшегося в результате ее деятельности в иностранном государстве. Налоговые органы могут потребовать подтверждения соответствующего статуса физических лиц или организации при осуществлении мероприятий налогового контроля либо в иных случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

20.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).