Письмо Минфина России от 17.11.2014 N 03-03-06/2/57946

Кредитор не начисляет проценты на сумму займа с момента введения процедуры наблюдения.

Вопрос: У банков возникают вопросы, касающиеся порядка применения положений "гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части начисления процентов по долговым обязательствам заемщиков, в отношении которых введены процедуры банкротства.

Согласно "п. 6 ст. 250" НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, с учетом особенностей, предусмотренных "пп. 1 п. 2 ст. 290" НК РФ в отношении банков.

Указанные доходы подлежат отражению в налоговом учете в соответствии с требованиями "ст. ст. 271" и "328" НК РФ.

Федеральным "законом" от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) устанавливаются специальные нормы права, регулирующие правоотношения должника и кредитора в ходе дела о банкротстве, в том числе порядок прекращения начисления процентов по предоставленным займам (кредитам).

6 декабря 2013 г. Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принято "Постановление" N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве", разъясняющее порядок начисления мораторных процентов и процентов по долговому обязательству в рамках дела о банкротстве (далее - Постановление).

В "п. 4" Постановления указывается, что в общем случае в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) подлежащие уплате по условиям обязательства проценты и санкции не начисляются по аналогии с "абз. 10 п. 1 ст. 81", "абз. 3 п. 2 ст. 95" и "абз. 3 п. 1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с "п. 2 ст. 81", "абз. 4 п. 2 ст. 95" и "п. 2.1 ст. 126" Закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения (так называемые мораторные проценты).

Одновременно в Постановлении определен исчерпывающий перечень ситуаций, при наступлении которых сохраняется обязанность должника уплатить не мораторные проценты, а проценты, подлежащие начислению по условиям обязательства, за период процедур банкротства:

- при прекращении производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований на условиях, установленных графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления или планом внешнего управления и предусматривающих неполное погашение включенных в реестр требований (например, без погашения мораторных процентов) ("абз. 4 п. 7" Постановления);

- при прекращении производства по делу о банкротстве в случае установления судом у должника либо аффилированных лиц цели необоснованного неправомерного получения должником выгод от введения процедур банкротства и наличия платежеспособности должника ("п. 10" Постановления).

Согласно "п. 12" Постановления разъяснения, указанные в "п. п. 3" - "5" и "11", должны применяться судами в отношении дел о банкротстве, по которым первая процедура банкротства введена после опубликования Постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (т.е. после 27.12.2013).

Кроме того, в соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в "Письме" от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики", в случае, когда письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

В связи с этим полагаем, что специальные нормы законодательства о банкротстве (с учетом разъяснений, приведенных в "Постановлении"), регулирующие правоотношения должника и кредитора в ходе дела о банкротстве, в том числе порядок прекращения начисления процентов по предоставленным кредитам и займам, должны учитываться кредитными организациями, а также судами и иными уполномоченными правоприменительными органами при определении момента прекращения начисления процентов по долговым обязательствам в бухгалтерском и налоговом учете.

Таким образом, кредитор утрачивает право начисления процентов на условиях, предусмотренных долговым обязательством, при введении в отношении должника любой процедуры банкротства (наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство).

В части бухгалтерского учета указанное мнение неоднократно было подтверждено в адресных ответах Банка России, направленных банкам.

В какой момент прекращается начисление процентов по предоставленным кредитам и займам в целях исчисления налога на прибыль в случае введения в отношении должника-заемщика любой первой процедуры банкротства (наблюдение; финансовое оздоровление; внешнее управление; конкурсное производство)?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 ноября 2014 г. N 03-03-06/2/57946

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

Согласно "пункту 6 статьи 250" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются "статьей 290" НК РФ).

"Подпунктом 1 пункта 2 статьи 290" НК РФ установлено, что к доходам банков в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

Таким образом, основанием для начисления в налоговом учете дохода в виде процентов является действующее долговое обязательство, условиями которого предусмотрена уплата процентов.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 27" Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

Из "пункта 4" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 следует, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с "абзацем десятым пункта 1 статьи 81", "абзацем третьим пункта 2 статьи 95" и "абзацем третьим пункта 1 статьи 126" Федерального закона N 127-ФЗ подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с "пунктом 2 статьи 81", "абзацем четвертым пункта 2 статьи 95" и "пунктом 2.1 статьи 126" Федерального закона N 127-ФЗ с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.

В вышеуказанном "постановлении" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приравнял порядок начисления процентов при процедуре наблюдения к аналогичному порядку, который существуют в отношении других процедур банкротства.

В соответствии с "подпунктом 2 пункта 4 статьи 271" НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") для доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), датой получения внереализационного дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика. Данное положение вступило в силу с 1 января 2014 года, а его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Учитывая положения "главы 25" НК РФ и вышеуказанную позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считаем, что с момента введения процедуры наблюдения проценты по долговому обязательству для целей налогообложения прекращают начисляться. При этом с момента введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства организации необходимо начислять проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения, которые будут учитываться в доходах для целей налогообложения лишь в случае их поступления на расчетный счет (в кассу) организации.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "Письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

17.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).