Письмо Минфина России от 10.11.2014 N 03-04-06/56658

Банк не является налоговым агентом при осуществлении выплат по домицилированному векселю.

Вопрос: О выполнении функций налогового агента по НДФЛ при осуществлении банком платежей по домицилированным векселям физлицам по поручению организации-эмитента.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 ноября 2014 г. N 03-04-06/56658

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ОАО по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в случае, когда банк по договорам купли-продажи реализует физическим лицам векселя третьих лиц и на основании договоров домициляции с организациями - эмитентами указанных векселей осуществляет оплату векселей при их предъявлении физическими лицами в срок к платежу, и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "пунктами 1" и "2 статьи 226" Кодекса налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со "статьями 214.3", "214.4", "214.5", "214.6", "226.1", "227", "227.1" и "228" Кодекса.

Банки по поручению клиентов - вексельных должников могут осуществлять за вознаграждение операции по совершению платежей в отношении домицилированных векселей. При этом банк, указанный в домицилированном векселе, не является ответственным по векселю лицом и совершает платеж лишь тогда, когда от вексельного должника поступают необходимые денежные средства.

Таким образом, по договору о домицилировании векселя не происходит перевода обязанности плательщика на третье лицо, должником по векселю остается плательщик. Плательщик (в рассматриваемой ситуации - эмитент векселя) фактически поручает третьему лицу выполнить обязанность по оплате векселя. Таким образом, основанием домициляции может быть договор поручения или иное соглашение (например, договор между банком и клиентом об оказании соответствующей услуги).

Банк, действуя в качестве посредника от имени и по поручению должника по векселю, не является источником дохода физических лиц - векселедержателей. При этом источником дохода физических лиц - векселедержателей являются организации - эмитенты векселей, которые в соответствии со "статьей 226" Кодекса признаются налоговыми агентами.

Из вышеизложенного следует, что банк в ситуации с выплатой по домицилированному векселю не является налоговым агентом и, соответственно, не имеет установленных для налоговых агентов обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц в отношении таких выплат.

При этом в случае, если приобретение векселей осуществляется физическими лицами по отдельным договорам купли-продажи, наличие при этом договора с банком на доверительное управление ценными бумагами для определения обязанности налогового агента по указанным выплатам значения не имеет.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

10.11.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).