Письмо Минфина России от 22.05.2014 N ГД-4-3/9927@

Сообщены необходимые для заполнения декларации по НДС коды отдельных операций, которые не признаются объектами налогообложения или освобождаются от него.

Вопрос: О порядке заполнения "разд. 7" декларации по НДС в отношении операций, не облагаемых (освобождаемых от налогообложения) НДС на основании "пп. 9.1", "9.2", "13 п. 2 ст. 146", "пп. 28", "29", "30 п. 2", "пп. 15.2 п. 3 ст. 149" НК РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 22 мая 2014 г. N ГД-4-3/9927@

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными Федеральными законами от 07.06.2013 "N 108-ФЗ" "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108-ФЗ), от 23.07.2013 "N 198-ФЗ" "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ), от 23.07.2013 "N 216-ФЗ" "О внесении изменений в статью 83 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 216-ФЗ), от 28.12.2013 "N 420-ФЗ" "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 420-ФЗ) в "статьи 146" и "149" Налогового кодекса Российской Федерации (далее-Кодекс), сообщает следующее.

В соответствии со "статьей 2" Федерального закона N 216-ФЗ и "статьей 41" Федерального закона N 108-ФЗ пункт 2 статьи 146 Кодекса дополнен новыми "подпунктами 9.1", "9.2" и "13", согласно которым не признаются объектом налогообложения:

- оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации "Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со "статьей 3" Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", олимпийских объектов федерального значения, "перечень" которых в соответствии с "частью 22 статьи 14" указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации ("подпункт 9.1 пункта 2 статьи 146" Кодекса);

- передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта ("подпункт 9.2 пункта 2 статьи 146" Кодекса);

- связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным "законом" N 108-ФЗ, операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом "Россия-2018", дочерними организациями FIFA, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным "законом" и являющимися российскими организациями ("подпункт 13 пункта 2 статьи 146" Кодекса).

Кроме того, на основании "статьи 3" Федерального закона N 420-ФЗ статья 149 Кодекса дополнена "подпунктами 29" - "30 пункта 2" и "подпунктом 15.2 пункта 3", согласно которым не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость следующие операции:

- услуги по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, оказываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений ("подпункт 29 пункта 2 статьи 149" Кодекса в редакции Федерального закона N 420-ФЗ);

- операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения согласно "подпункту 12 настоящего пункта" ("подпункт 30 пункта 2 статьи 149" Кодекса);

- операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности:

передача (возврат) имущества, предназначенного для коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения;

выплата процентов, начисленных на средства гарантийного фонда, формируемого за счет имущества, являющегося предметом коллективного клирингового обеспечения и (или) индивидуального клирингового обеспечения, подлежащих уплате клиринговой организацией участникам клиринга и иным лицам в соответствии с правилами клиринга такой клиринговой организации на основании Федерального "закона" от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" ("подпункт 15.2 пункта 3 статьи 149" Кодекса).

На основании "статьи 3" Федерального закона N 198-ФЗ пункт 2 статьи 149 Кодекса дополнен "подпунктом 28", согласно которому не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуги по организации и проведению азартных игр.

Согласно "пункту 2 статьи 3" Федерального закона N 216-ФЗ, "пункту 2 статьи 58" Федерального закона N 108-ФЗ и "пункту 2 статьи 8" Федерального закона N 198-ФЗ вышеуказанные нормы "подпунктов 9.1", "9.2" и "13 пункта 2 статьи 146" Кодекса, а также "подпункт 28 пункта 2 статьи 149" Кодекса вступили в силу с 01.10.2013.

На основании "пункта 1 статьи 6" Федерального закона N 420-ФЗ нормы "подпунктов 29" и "30 пункта 2" и "подпункта 15.2 пункта 3 статьи 149" Кодекса вступили в силу с 01.01.2014.

"Порядком" заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н (далее - Порядок), предусмотрено, что операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, подлежат отражению в "разделе 7" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - декларация).

При этом в графе 1 по "строке 010 раздела 7" декларации отражаются коды операций в соответствии с "приложением N 1" к Порядку.

Вместе с тем "раздел I" "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" приложения N 1 к Порядку не содержит кодов операций, не признаваемых объектами налогообложения в соответствии с "подпунктами 9.1", "9.2" и "13 пункта 2 статьи 146" Кодекса, а "раздел II" "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" - кодов операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с "подпунктами 28", "29", "30 пункта 2" и "подпунктом 15.2 пункта 3 статьи 149" Кодекса.

До внесения соответствующих изменений в "приложение N 1" к Порядку налогоплательщики вправе в "разделе 7" декларации отразить операции, предусмотренные в подпунктах:

"9.1 пункта 2 статьи 146" Кодекса - под кодом 1010818;

"9.2 пункта 2 статьи 146" Кодекса - под кодом 1010819;

"13 пункта 2 статьи 146" Кодекса - под кодом 1010820;

"28 пункта 2 статьи 149" Кодекса - под кодом 1010226;

"29 пункта 2 статьи 149" Кодекса - под кодом 1010227;

"30 пункта 2 статьи 149" Кодекса - под кодом 1010228;

"15.2 пункта 3 статьи 149" Кодекса - под кодом 1010229.

Одновременно обращаем внимание, что не является нарушением использование налогоплательщиками кодов "1010800" и "1010200" до момента официального установления соответственно кода 1010818, кода 1010819, кода 1010820, кода 1010226, кода 1010227, кода 1010228 и кода 1010229 для указанных операций.

С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо от 22.04.2014 N 03-07-15/18604).

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

22.05.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).