Письмо Минфина России от 08.05.2014 N 03-05-06-03/21722

Госпошлина за выдачу лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, паспорта гражданина РФ уплачивается администрацией УФСИН за счет осужденного лица. При этом платежные документы должны исходить от последнего и быть подписаны им самим.

Вопрос: Об уплате госпошлины за выдачу паспорта осужденным лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 мая 2014 г. N 03-05-06-03/21722

В связи с обращением по вопросу порядка уплаты государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации осужденным к лишению свободы лицам, которые находятся в местах лишения свободы, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В силу "статьи 333.17" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) государственная пошлина должна быть уплачена лицом, обратившимся за совершением юридически значимых действий.

В соответствии с "подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.18" Кодекса при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в "подпунктах 1" - "5.2 данного пункта", государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Таким образом, при подаче физическим лицом заявления о выдаче ему паспорта гражданина Российской Федерации, в том числе и лицом, находящимся в местах лишения свободы, должен быть представлен документ об уплате государственной пошлины.

"Пунктами 1", "5" и "8 статьи 45" Кодекса предусмотрено, что плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора, если иное не предусмотрено законодательством о сборах.

В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик сбора (государственной пошлины) может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом "(пункт 1)". Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами "(пункт 3)".

В соответствии со "статьей 27" Кодекса законными представителями плательщика сбора - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем "определении" от 22 января 2004 г. N 41-О указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица. Платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), то есть за счет его собственных средств.

Согласно "пункту 109" Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. N 391, осужденным к принудительным работам, аресту и лишению свободы паспорта оформляются и выдаются (заменяются) подразделениями, на территории обслуживания которых находятся соответствующие учреждения, исполняющие наказание, на основании представленных администрациями указанных учреждений запросов с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта по "форме N 1П", двух личных фотографий, квитанций об уплате государственной пошлины, а также имеющихся в личном деле подлежащих замене паспортов и иных личных документов.

Оформленные паспорта передаются вместе с заявлениями о выдаче (замене) паспорта по "форме N 1П" сотруднику соответствующего исправительного учреждения под расписку.

Сотрудники исправительного учреждения в течение 3 (трех) суток обеспечивают проставление подписи гражданина в реквизите "Личная подпись" паспорта и "графе" "паспорт получил (а)" заявления о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а затем незамедлительно возвращают указанное заявление в подразделение, оформившее паспорт.

Оформленный паспорт приобщается к личному делу осужденного и вручается гражданину при его освобождении.

Таким образом, представителем осужденного лица является администрация учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее - администрация УФСИН).

Учитывая изложенное, за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации осужденному лицу, находящемуся в местах лишения свободы, государственная пошлина должна быть уплачена администрацией УФСИН, но за счет собственных денежных средств плательщика (осужденного лица). При этом платежные документы на уплату государственной пошлины должны исходить от плательщика государственной пошлины (осужденного лица) и быть подписаны им самим. Размер государственной пошлины за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации должен определяться в соответствии с "подпунктами 17" и "18 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

08.05.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).