Письмо Минфина России от 25.03.2014 N ГД-4-3/5370@

Для определения базы по НДПИ в отношении добычи угля в состав фактических потерь включаются потери у геологических нарушений и общешахтные потери. Они учитываются в том месяце, в котором утрачена возможность отработки образовавших их запасов угля.

Вопрос: Об определении для целей НДПИ фактических потерь добытого полезного ископаемого при добыче угля.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 25 марта 2014 г. N ГД-4-3/5370@

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов о порядке применения положений "ст. 339" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении определения фактических потерь добытого полезного ископаемого при добыче угля сообщает следующее.

В соответствии с "п. 2 ст. 339" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. При этом, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.

При этом фактическими потерями полезного ископаемого в соответствии с "Кодексом" признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.

В соответствии с положениями разд. 3 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, утвержденной Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 11.03.1996, в состав фактических потерь включены общешахтные потери, потери у геологических нарушений и эксплуатационные.

В силу особенностей технологии разработки угольных месторождений общешахтные потери и потери у геологических оснований не нормируются, однако подлежат списанию с государственного баланса на основании форм статистической отчетности "N 5-гр" "Сведения о потерях угля в недрах" и "N 11-шпр" "Отчет о потерях угля в недрах" и переводятся в фактические в том налоговом периоде, в котором закрываются подходы к запасам полезных ископаемых, образовавшим данные потери. Учитывая изложенное, для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) налогоплательщики учитывают общешахтные потери и потери у геологических нарушений в составе фактических потерь в том налоговом периоде, в котором утрачена возможность отработки запасов полезных ископаемых, образовавших указанные потери.

В то же время, учитывая "Постановление" Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 6909/12, согласно которому включение в налоговую базу по НДПИ при добыче угля общешахтных потерь и потерь у геологических нарушений является неправомерным, до внесения соответствующих изменений в "гл. 26" Кодекса недропользователи вправе общешахтные потери и потери у геологических нарушений не учитывать в составе фактических потерь и, соответственно, при определении количества добытого полезного ископаемого (налоговой базы) в целях исчисления НДПИ при добыче угля.

Данная позиция была отражена в "Письме" Минфина России от 21.11.2013 N 03-06-05-01/50290.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

25.03.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).