Письмо Минфина России от 24.03.2014 N 03-08-РЗ/12851

Лизинговые платежи, которые российская организация перечисляет белорусской компании за предоставленное право использовать промышленное, коммерческое или научное оборудование, могут облагаться налогом на прибыль в России по ставке, не превышающей 10 процентов.

Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль лизинговых платежей, выплачиваемых российской организацией белорусской организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 марта 2014 г. N 03-08-РЗ/12851

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке налогообложения дохода белорусской организации от лизинговых операций сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 2" Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон N 164-ФЗ) лизингом признается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

Договором лизинга признается договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

На основании "п. 1 ст. 7" Закона N 164-ФЗ основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг. При осуществлении международного лизинга лизингодатель (в рассматриваемом случае) или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

Согласно "п. 5 ст. 15" Закона N 164-ФЗ лизингополучатель обязуется выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга.

В соответствии с "п. 1 ст. 28" Закона N 164-ФЗ под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входят возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

В соответствии со "ст. ст. 246" и "247" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в РФ в отношении доходов, указанных в "п. 1 ст. 309" Кодекса.

Согласно "пп. 7 п. 1 ст. 309" Кодекса доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю.

Доходы, указанные в "пп. 7 п. 1 ст. 309" Кодекса (в части доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям), подлежат обложению налогом по ставке 20 процентов согласно "абз. 4 п. 1 ст. 310" и "пп. 1 п. 2 ст. 284" Кодекса.

Обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль, удерживаемого с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ в виде лизинговых платежей, в соответствии с порядком, установленным "п. 1 ст. 310" Кодекса, возлагаются на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую такие доходы иностранной организации.

В соответствии с "п. 3 ст. 11" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее - Соглашение) термин "доходы от авторских прав и лицензий" при использовании в "ст. 11" Соглашения означает в том числе платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.

Согласно "п. п. 1" и "2 ст. 11" Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве, однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.

Следует отметить, что в соответствии с Комментариями к модели Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой Российской Федерацией заключаются с иностранными государствами соглашения об избежании двойного налогообложения, налогообложение доходов по договорам лизинга промышленного, коммерческого и научного оборудования осуществляется в рамках статьи, регулирующей налогообложение доходов в виде роялти, только в случае, когда определение роялти содержит выражение "за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования".

Применение "ст. 11" Соглашения зависит от вида имущества, в отношении которого заключается договор лизинга.

В случае если в отношении доходов, полученных по договору лизинга, применяется "ст. 11" Соглашения, налоговая база определяется в соответствии с нормами, установленными Кодексом, а конкретно "ст. 309" Кодекса.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

24.03.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).