Письмо Минфина России от 24.03.2014 N 03-08-РЗ/12735

Несмотря на положения соглашений об избежании двойного налогообложения, резидент иностранного государства не имеет права на льготы, предусмотренные таким соглашением, если основной целью создания или существования этого резидента являлось получение льгот, которые в противном случае были бы ему недоступны.

Вопрос: О предоставлении информации иностранной организацией, действующей в интересах третьих лиц, российскому налоговому агенту для применения международных договоров об избежании двойного налогообложения при исчислении НДФЛ и налога на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 марта 2014 г. N 03-08-РЗ/12735

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о порядке применения отдельных норм международных договоров об избежании двойного налогообложения при раскрытии информации иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц, и сообщает следующее.

В ряде международных договоров об избежании двойного налогообложения содержится статья "Ограничение льгот (привилегий)", положения которой направлены на недопущение использования освобождений или сниженных ставок налогов, предусмотренных международными договорами, лицами, которые фактически не имеют права на указанные льготы либо если предоставление льгот, по мнению компетентного органа, приведет к злоупотреблению договором с точки зрения его целей.

Если в международном договоре отсутствует перечень лиц, которые могут претендовать на предусмотренные им освобождения (льготы), или лицо не входит в этот перечень, то в случае, если это лицо претендует на освобождение от налогообложения в Российской Федерации, ему необходимо представить составленное в произвольной форме письменное подтверждение о соответствии статусу лица, имеющего право на льготы, предусмотренные договором, от уполномоченного органа страны, в которой оно находится постоянно.

В связи с тем что международными договорами об избежании двойного налогообложения могут быть установлены ограничения на применение льгот, налоговые органы Российской Федерации вправе запросить у налогоплательщика (одновременно с предоставлением комплекта документов для подтверждения налогового резидентства) дополнительные документы о том, что лицо, претендующее на освобождение от налогообложения или применение пониженных ставок в Российской Федерации, соответствует статусу лица, имеющего право на льготы в соответствии с международным соглашением ("п. 4 ст. 310.2" и "п. 4 ст. 214.8" Кодекса). В случае когда ограничения на применение льгот, установленные соглашением, не связаны с оценочным суждением компетентного органа, а установлены в явном виде, лица, претендующие на такие льготы, должны представить документальное подтверждение от компетентного органа, составленное в произвольной форме, подтверждающее их право на применение льгот и соответствие критериям, установленным соглашением.

Таким образом, если в международном договоре (соглашении) об избежании двойного налогообложения установлены какие-либо ограничения на применение льгот (например, статья "Ограничение льгот (привилегий)"), то налогоплательщики должны взвешенно подходить к их положениям и их оценкам и раскрывать свои сведения о налоговом резидентстве в соответствии со "ст. ст. 214.6" и "310.1" Кодекса только в том случае, когда выполняются все условия соответствующего международного соглашения, заключенного Российской Федерацией.

При проведении проверок налогового агента налоговые органы Российской Федерации могут отказать в предоставлении льгот в соответствии с международными соглашениями (договорами) об избежании двойного налогообложения любому лицу или в отношении любой сделки и предпринять шаги по перерасчету требований к налогоплательщику, если, по их мнению, предоставление таких льгот привело к злоупотреблению международными соглашениями с точки зрения их целей.

В "п. 12 ст. 310.1" и в "п. 11 ст. 214.6" Кодекса установлено, в каких формах должна быть предоставлена обобщенная информация (это может быть одна или несколько из следующих форм):

- документ на бумажном носителе, подписанный уполномоченным лицом иностранной организации;

- электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным "законом" от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", без представления документа на бумажном носителе;

- электронный документ, переданный с использованием системы международных финансовых телекоммуникаций СВИФТ, без представления документа на бумажном носителе.

Необходимо отметить, что на налогового агента не может быть возложена обязанность по исчислению и уплате не удержанного им налога на прибыль и обязанности по исчислению и уплате не удержанного им НДФЛ, если налог не был удержан вследствие предоставления иностранной организацией, действующей в интересах третьих лиц, недостоверной и (или) неполной информации и (или) документов. В этом случае к налоговому агенту не применяются и налоговые санкции ("п. 15 ст. 310.1" Кодекса и "п. 14 ст. 214.6" Кодекса).

Несмотря на положения международных соглашений, налоговый резидент любого государства не должен пользоваться предусмотренными в международных соглашениях льготами Российской Федерации в виде уменьшения ставки налогообложения либо освобождения от налогообложения в случае, если основной целью создания или существования такого резидента являлось получение льгот по соответствующему международному соглашению, получение которых в противном случае было бы невозможным.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

24.03.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).