Письмо Минфина России от 11.03.2014 N 03-08-05/10309

Приведены примеры общедоступных информационных справочников, сведения из которых при выплате российским банком доходов иностранному банку могут подтвердить постоянное местонахождение последнего в государстве, с которым заключен международный договор по вопросам налогообложения.

Вопрос: Об уплате организацией (налоговым агентом) налога на прибыль с дохода в виде процентов по кредиту, выплачиваемых банку Боливарианской Республики Венесуэла.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 марта 2014 г. N 03-08-05/10309

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с запросом о порядке исполнения российской организацией функций налогового агента по уплате налога с дохода в виде процентов по кредиту, выплачиваемых банку Боливарианской Республики Венесуэла, сообщает следующее.

Согласно "п. 1 ст. 246" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.

Согласно "п. 3 ст. 247" Кодекса для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со "ст. 309" Кодекса.

"Подпунктом 3 п. 1 ст. 309" Кодекса установлено, что иные долговые обязательства российских организаций, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно "п. 1 ст. 310" Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в "п. 1 ст. 309" Кодекса.

"Статьей 7" Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в российском налоговом законодательстве.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла действует "Конвенция" об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 22.12.2003 (далее - Конвенция).

Согласно "п. 2 ст. 11" Конвенции проценты могут также облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на проценты, то взимаемый налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы процентов в случае банков;

b) 10 процентов от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, доход банка Боливарианской Республики Венесуэла в виде процентов по кредиту, предоставленному российской компании, подлежит налогообложению в соответствии с положениями "ст. 11" Конвенции, и налог в части, необходимой к уплате на территории Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход.

В соответствии с "п. 3 ст. 310" Кодекса в случае выплаты доходов российскими банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. К таким общедоступным информационным источникам, в частности, относятся международные справочники "The banker's Almanac", международный каталог "International bank identifier code", справочник BIC directory и информационная система Bloomberg.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

11.03.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).