Письмо Минфина России от 09.06.2014 N ИД-19-8/88

ФНС России разъяснила отдельные вопросы, связанные с подтверждением отсутствия задолженности перед бюджетом.

Вопрос: У банков возникают вопросы, касающиеся порядка подтверждения отсутствия задолженности перед бюджетом. Многие кредитные организации для заключения государственных или муниципальных контрактов, в том числе связанных с привлечением временно свободных денежных средств государственных учреждений, юридических лиц, а также кредитованием указанных лиц либо оказанием иных финансовых услуг, обязаны подтверждать отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет. В настоящее время "форма" и "порядок" заполнения Справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (далее - Справка) предусмотрены Приказом Федеральной налоговой службы от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ (далее - Приказ). Согласно "пункту 5" Приложения 2 к Приказу формирование "Справки" по каждому налогоплательщику с записью "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации" возможно лишь в том случае, если из всех инспекций ФНС России, в которых заявитель состоит на налоговом учете, получена информация об отсутствии соответствующих видов задолженности на дату обращения. При получении хотя бы одного ответа из инспекции ФНС России о наличии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов Справка формируется с записью "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, процентов за пользование бюджетными средствами, штрафов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации". На практике кредитные организации зачастую сталкиваются с различными сложностями, связанными с получением "Справки", свидетельствующей об отсутствии задолженности перед бюджетом: - в результате технических сбоев в программном обеспечении из отдельных налоговых органов поступает информация о наличии задолженности налогоплательщика, однако при непосредственном выяснении обстоятельств с указанными налоговыми органами устанавливается отсутствие задолженности; - в результате многократных пересчетов сумм пени за предыдущие налоговые периоды в территориальных налоговых органах возникает задолженность, по которой налогоплательщиком своевременно были проведены все расчеты и которая была ранее погашена; - по информации налоговых органов возникает задолженность по выбывшим в предыдущие налоговые периоды объектам налогообложения (например, земельным участкам), в отношении которых расчеты по налогам были ранее проведены и задолженность отсутствовала; - по данным налоговых органов возникает задолженность в отношении предшествующих налоговых периодов при фактическом наличии актов сверки с налоговым органом, которые свидетельствуют об обратном; - в "Справку" включается информация о суммах задолженности, необоснованно требуемой с налогоплательщика и в последующем успешно оспоренной в суде; - наличие в "Справке" минимальной информации о задолженности налогоплательщика (указание только места возникновения без указания суммы, даты образования и вида задолженности) существенно осложняет работу по подтверждению кредитной организацией отсутствия задолженности и требует дополнительных временных затрат на выяснение и разрешение ситуации с территориальными налоговыми органами. В результате, несмотря на фактическое отсутствие задолженности налогоплательщиков перед бюджетом, указанные факторы становятся причиной неполучения либо несвоевременного получения "Справки" об отсутствии задолженности на определенную дату, что приводит к невозможности участия кредитных организаций в мероприятиях по заключению государственных или муниципальных контрактов. Возможно ли реализовать и внедрить в работу налоговых органов следующие меры: - предусмотреть в программных комплексах налоговых органов возможность блокирования формирования отчетов о наличии задолженности налогоплательщика, образовавшейся ранее даты акта сверки, который свидетельствует об обратном, в целях исключения противоречия сведений, представляемых по данным программного комплекса, фактическим обстоятельствам; - дополнить "форму" Справки информацией следующего содержания: вид налога/сбора, по которому образовалась задолженность, вид задолженности, дата образования задолженности, сумма задолженности и причина ее образования с целью оперативного принятия налогоплательщиками мер по погашению задолженности и принятия налоговыми органами мер по разрешению ситуации с необоснованной задолженностью для обеспечения своевременной и корректной выдачи справок об отсутствии задолженности?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 июня 2014 г. N НД-19-8/88

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Ассоциации Российских банков от 08.05.2014 N А-01/5-302 по вопросу подтверждения отсутствия задолженности перед бюджетом и сообщает следующее.

В отношении несвоевременного отражения сведений в программном обеспечении налоговых органов.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 60" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения.

Также в соответствии с "пунктом 160" Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, выписки из лицевых счетов представляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковских операций) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах.

В налоговом учете предусмотрено отражение как даты зачисления денежных средств на счет Федерального казначейства, так и даты списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика.

Независимо от даты поступления информации об уплате денежных средств из органов Федерального казначейства налоговые органы считают обязанность налогоплательщика исполненной в соответствии с положениями "пункта 3 статьи 45" Кодекса.

В отношении "незначительных" сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, не уплаченных или не полностью уплаченных в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в порядке и сроки, установленные "статьями 69" и "70" Кодекса.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора) в установленный срок производится взыскание обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с организаций и индивидуальных предпринимателей в порядке и сроки, установленные "статьями 46" и "47" Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в порядке и сроки, предусмотренные "статьей 48" Кодекса.

До внесения Федеральным "законом" от 23.07.2013 N 248-ФЗ изменений в "Кодекс" законодательство о налогах и сборах не содержало каких-либо ограничений, касающихся порядка применения налоговыми органами положений "статей 69" и "70" Кодекса, в зависимости от размера задолженности.

В связи с отсутствием экономической целесообразности совершения налоговыми органами затрат, превышающих взыскиваемую сумму задолженности по обязательным платежам, были внесены изменения в "статью 70" Кодекса, которыми предусмотрено увеличение срока направления требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа до одного года в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам составляет менее пятисот рублей.

Вместе с тем в целях исключения негативных последствий необходимо в установленные сроки исполнять обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

При неукоснительном соблюдении налогоплательщиками положений "Кодекса" и иных нормативных правовых актов у государства не будет необходимости нести дополнительные расходы по взысканию "незначительных" сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, не уплаченных или не полностью уплаченных в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Приказом ФНС России от 21.01.2013 N ММВ-7-12/22@ утверждена рекомендуемая "форма" справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, а также утверждены "порядок" ее заполнения и рекомендуемый "формат" ее представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Справка).

Также в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков согласно "приказу" ФНС России от 22.06.2011 N ММВ-7-6/381@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" налогоплательщикам предоставлена возможность получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, запрос на которую организация может направить в электронном виде в те ИФНС России, коды которых были указаны в "приложении" к полученной организацией Справке, получив, таким образом, интересующую ее дополнительную информацию о всех суммах налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в разрезе КБК, "ОКАТО", по видам налогов (сборов).

На основании изложенного Федеральная налоговая служба считает нецелесообразным в настоящее время вносить изменения в "форму" Справки и одновременно благодарит за неравнодушное отношение к работе налоговых органов.

Д.В.НАУМЧЕВ

09.06.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).