Письмо Минфина России от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098

Уполномоченные органы и должностные лица вправе списать сумму излишне уплаченной госпошлины на основании вступившего в силу судебного решения, согласно которому плательщику данного сбора отказано в восстановлении срока давности возврата этой суммы.

Вопрос: О списании уполномоченным органом излишне уплаченной суммы госпошлины.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 5 июня 2014 г. N 03-05-04-03/27098

В связи с письмом по вопросу о списании излишне уплаченной суммы государственной пошлины Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

"Глава 25.3" "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определяет юридически значимые действия, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, а также порядок возврата уплаченной государственной пошлины ("статья 333.40" Кодекса).

Согласно "пункту 3 статьи 333.40" Кодекса заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

В соответствии с "пунктом 7 статьи 333.40" Кодекса возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Кодекса, нормы которой регламентируют порядок зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов ("статьи 78" и "79" Кодекса).

Согласно "абзацу 2 пункта 14 статьи 78" Кодекса положения указанной статьи Кодекса в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных "главой 25.3" Кодекса.

"Пунктом 3 статьи 78" Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику (плательщику сбора) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога (сбора) и сумме излишне уплаченного налога (сбора) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В соответствии с "абзацем первым пункта 9 статьи 78" Кодекса налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику (плательщику сбора) о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Учитывая, что "статьей 333.40" Кодекса не предусмотрены особенности сообщения органом (должностным лицом), осуществляющим действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, плательщику государственной пошлины об излишне уплаченной государственной пошлине или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата), полагаем, что "пункт 3" и "абзац первый пункта 9 статьи 78" Кодекса применяется также в отношении органа (должностного лица), осуществляющего действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

"Кодекс" не определяет основания и порядок списания налоговыми органами, уполномоченными органами и должностными лицами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, в том числе и государственной пошлины, со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Вместе с тем "Кодекс" не препятствует списанию суммы излишне уплаченного сбора (государственной пошлины), по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа, если уполномоченным органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного сбора (государственной пошлины), о которой в установленном порядке извещен ее плательщик, а также плательщик сбора (государственной пошлины) не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного сбора (государственной пошлины).

Кроме того, уполномоченные органы и должностные лица вправе произвести списание суммы излишне уплаченного сбора (государственной пошлины) на основании вступившего в силу судебного решения об отказе плательщику сбора (государственной пошлины) в восстановлении срока давности возврата этой суммы сбора (государственной пошлины).

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

05.06.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).