Письмо Минфина России от 28.07.2014 N 03-08-05/37016

Налогового агента, погасившего недоимку, пени до подачи уточненной декларации, не штрафуют.

Вопрос: О возможности освобождения от ответственности, предусмотренной "ст. 123" НК РФ, налогового агента, ежемесячно выплачивающего иностранной организации проценты по займам, квалифицируемые как дивиденды.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 июля 2014 г. N 03-08-05/37016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о порядке удержания и перечисления налоговым агентом - российской организацией налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, при ежемесячной оплате процентов по займам, квалифицируемых как дивиденды, и о возможности освобождения налогового агента от налоговой ответственности, предусмотренной "статьей 123" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает следующее.

Что касается возможности освобождения налогового агента от налоговой ответственности, предусмотренной "статьей 123" Кодекса, по основанию, указанному в "пункте 4 статьи 81" Кодекса, при условии оплаты недоимки по налогу на доходы иностранной организации и пени до подачи уточненной налоговой декларации за соответствующий период, с учетом мнения Президиума ВАС РФ, отраженного в "постановлении" от 15.11.2011 N 8654/11, в котором, по мнению общества, указано на недопущение налоговыми органами дискриминации налоговых агентов по отношению к налогоплательщикам при подаче уточненных налоговых деклараций по доходам, полученным иностранной организацией, то следует иметь в виду следующее.

В соответствии с "подпунктом 1 пункта 4 статьи 81" Кодекса если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после исчисления срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

В соответствии с "абзацем 3 пункта 6 статьи 81" Кодекса положения, предусмотренные "пунктами 3" и "4 статьи 81" Кодекса, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов при представлении ими уточненных расчетов.

Таким образом, вышеприведенными нормами налогового законодательства прямо предусмотрена возможность освобождения налогового агента от налоговой ответственности, предусмотренной "статьей 123" Кодекса, по основанию, указанному в "пункте 4 статьи 81" Кодекса, при условии оплаты недоимки по налогу на доходы иностранной организации и пени до подачи уточненной налоговой декларации за соответствующий период (с учетом соблюдения иных условий, указанных в "пункте 4 статьи 81" Кодекса).

Между тем в соответствии с "определением" ВАС РФ от 03.02.2014 г. N ВАС-18290/13 о передаче дела А40-146836/2012 по заявлению ОАО в Президиум ВАС РФ на разрешение Президиума ВАС РФ был вынесен вопрос о недопущении ситуации, которая приводит к тому, что налоговые агенты, допустившие искажение сведений, повлекшее неполную уплату налога в бюджет, ставятся в более выгодное положение по сравнению с налоговыми агентами, представившими достоверную информацию об удержанных и перечисленных суммах налога, однако допустившими нарушение срока перечисления этих сумм в бюджет, - то есть иная правовая ситуация, нежели описывается обществом.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

28.07.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).