Письмо Минфина России от 21.07.2014 N 03-07-08/35579

Услуги по размещению в электронной справочной системе информации о российской организации, которые оказаны иностранной компанией российской организации, облагаются НДС.

Вопрос: О налогообложении НДС услуг по доступу в электронную справочную систему и услуг по размещению информации о российской организации в указанной системе, оказываемых иностранной организацией российской организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 июля 2014 г. N 03-07-08/35579

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по доступу в электронную справочную систему и услуг по размещению информации о российской организации в указанной справочной системе, оказываемых иностранной организацией российской организации, и сообщает.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами "статьи 148" Кодекса.

Согласно "подпункту 5 пункта 1 статьи 148" Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных "подпунктами 1" - "4.1", "4.3 пункта 1 данной статьи", определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом в соответствии с "пунктом 2 статьи 148" Кодекса местом осуществления деятельности организации, выполняющей указанные работы (оказывающей услуги), признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Услуги по доступу в электронную справочную систему к работам (услугам), перечисленным в указанных "подпунктах 1" - "4.1", "4.3 пункта 1 статьи 148" Кодекса, не относятся, поэтому местом реализации таких услуг, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации и не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и такие услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. Поэтому российская организация, приобретающая эти услуги у иностранной организации, налоговым агентом по данным операциям не является.

Согласно "пункту 3 статьи 148" Кодекса в случае, если организацией выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг). В связи с этим, если иностранная организация осуществляет как услуги по доступу в электронную справочную систему, так и услуги по размещению информации о российской организации в указанной справочной системе, и оказание услуг по размещению информации о российской организации в справочной системе носит вспомогательный характер по отношению к услугам по доступу в электронную справочную систему, то место реализации таких вспомогательных услуг определяется по месту реализации основных услуг.

Что касается применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг по размещению информации о российской организации в электронной справочной системе, оказываемых в качестве основных услуг, то в соответствии с положениями "подпункта 4 пункта 1" и "подпункта 4 пункта 1.1 статьи 148" Кодекса место реализации рекламных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.

На основании "статьи 3" Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой. При этом объектами рекламирования являются товар (работа, услуга), средство их индивидуализации, изготовитель или продавец товара (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, местом реализации услуг по размещению информации о российской организации в электронной справочной системе, оказываемых российской организации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации и не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, признается территория Российской Федерации.

В соответствии со "статьей 161" Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет Российской Федерации налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. Поэтому российская организация, приобретающая у иностранной организации услуги по размещению информации о российской организации в электронной справочной системе, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить в бюджет Российской Федерации налог на добавленную стоимость.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "письмом" Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

21.07.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).