Письмо Минфина России от 21.07.2014 N 03-07-РЗ/35574

Финансовое ведомство рекомендует сторонам сделки купли-продажи в случае обнаружения недостачи при приемке этилового спирта пересчитать акциз в отношении утраченного объема исходя из ставки, предусмотренной Налоговым кодексом РФ для этилового спирта, реализуемого лицам, которые не уплачивают авансовый платеж акциза.

Вопрос: Об уплате акцизов в случае обнаружения недостачи при приемке этилового спирта, предназначенного для производства алкогольной (или подакцизной спиртосодержащей) продукции.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 июля 2014 г. N 03-07-РЗ/35574

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты акцизов в случае обнаружения недостачи при приемке этилового спирта и сообщает.

Как установлено "пунктом 8 статьи 194" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обязанность по уплате авансового платежа акциза по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции возлагается на производителей указанной продукции. При этом сумма авансового платежа определяется исходя из объема закупаемого этилового спирта (в литрах безводного спирта) и ставки акциза, установленной в отношении алкогольной или спиртосодержащей продукции, которая будет произведена из этого спирта. Налогоплательщик обязан уплатить акциз до закупки этилового спирта в срок, установленный "пунктом 6 статьи 204" Кодекса, либо представить в налоговый орган банковскую гарантию об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в срок, установленный "пунктом 14 данной статьи".

На основании "статьи 193" Кодекса этиловый спирт налогоплательщикам, уплатившим авансовый платеж акциза или предоставившим банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты указанного платежа, реализуется производителем указанного спирта по ставке акциза в размере 0 рублей.

Как следует из указанного письма, в связи с утратой сырья, предназначенного для производства алкогольной (или подакцизной спиртосодержащей) продукции, покупатель этилового спирта не имеет возможности осуществить производство и реализацию алкогольной или спиртосодержащей продукции.

В связи с этим покупатель этилового спирта, допустивший его потерю, как производитель алкогольной или спиртосодержащей продукции, в качестве сырья для которой предназначался утерянный спирт, рассматриваться не может. Соответственно, обязанность по уплате (предоставлению банковской гарантии об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза на таких покупателей этилового спирта не распространяется.

"Статьей 193" Кодекса в отношении этилового спирта, реализуемого лицам, не уплачивающим авансовый платеж акциза в 2014 году, установлена ставка акциза в размере 74 рубля за 1 литр безводного спирта.

Учитывая изложенное, в случае потерь этилового спирта продавцу и покупателю спирта рекомендуется произвести перерасчет акциза в части объема утраченного спирта исходя из указанной ставки акциза.

В этих целях налогоплательщику следует произвести доплату поставщику спирта суммы акциза, исчисленной исходя из объема утраченного спирта и ставки акциза, установленной "статьей 193" Кодекса в отношении этилового спирта, реализуемого организациям, не являющимся производителями алкогольной (или подакцизной спиртосодержащей) продукции.

При этом покупателю спирта также рекомендуется представить в налоговый орган:

- подписанный руководителем, главным бухгалтером и материально ответственным лицом, осуществившим приемку закупленного спирта, документ (акт), устанавливающий и подтверждающий фактический объем потерь спирта сверх норм его естественной убыли;

- копию платежного документа, подтверждающего уплату покупателем спирта суммы акциза, исчисленной исходя из объема потерь закупленного спирта и ставки акциза, установленной "статьей 193" Кодекса в отношении этилового спирта, реализуемого организациям, не являющимся производителями алкогольной (или подакцизной спиртосодержащей) продукции;

- копии писем в адрес поставщика спирта и налогового органа по месту учета этого поставщика, уведомляющих о сумме и причине произведенной доплаты акциза.

В случае представления указанных документов покупатель спирта имеет право аннулировать первичное извещение об уплате (или об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, руководствуясь положениями "пункта 20 статьи 204" Кодекса, предусмотренными для случаев закупки этилового спирта в меньшем объеме по сравнению с указанным в первоначально представленном извещении.

Кроме того, в случае исполнения налогоплательщиком, представившим извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, обязанности по уплате акциза по алкогольной продукции, произведенной из фактически полученного объема спирта, налоговый орган обязан направить в банк, выдавший гарантию, уведомление о его освобождении от обязательств по этой гарантии в порядке, установленном "подпунктом 2 пункта 12 статьи 204" Кодекса. При этом сумма акциза, уплаченная поставщику и приходящаяся на утраченные объемы спирта, вычетам, предусмотренным "пунктом 2 статьи 200" Кодекса, не подлежит.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "письмом" Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

21.07.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).