Письмо Минфина России от 18.07.2014 N ГД-4-3/13875

При учете процентов по долговым обязательствам перед резидентом Германии в целях исчисления налога на прибыль применяются положения Налогового кодекса РФ о нормировании процентов по обязательствам, не признаваемым контролируемой задолженностью.

Вопрос: Об определении в целях налога на прибыль размера процентов по обязательствам, не признаваемым контролируемой задолженностью, для применения российскими организациями "п. 3" Протокола к Соглашению между РФ и ФРГ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 18 июля 2014 г. N ГД-4-3/13875

Федеральная налоговая служба в части вопросов применения российскими организациями положений "пункта 3" Протокола к Соглашению об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия (далее соответственно - Соглашение и Протокол) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 12.05.2014 N 03-08-13/22138) сообщает следующее.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях исчисления налога на прибыль организаций расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

В соответствии с нормами "пункта 3" Протокола, являющегося неотъемлемой частью "Соглашения", считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве независимо от того, выплачиваются эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.

Между компетентными органами Российской Федерации и Германии достигнуто обоюдное понимание того, что основной целью "Соглашения" об избежании двойного налогообложения, закрепленной, в частности, в его названии, является предотвращение уклонения от налогообложения, в том числе с использованием норм международного договора. В Меморандуме о взаимопонимании от 26.09.2001 к данному "Соглашению" закреплено, что положения "Соглашения" не ограничивают применение "статьи 269" НК РФ.

Согласно "абзацу 3 пункта 1 статьи 269" НК РФ существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

В соответствии с "пунктом 1.1 статьи 269" НК РФ при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается с 1 января 2011 года по 31 декабря 2014 года включительно равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Принимая во внимание изложенное, положения "пункта 3" Протокола не исключают применения положений "пунктов 1" и "1.1 статьи 269" НК РФ, содержащих критерии нормирования процентов по обязательствам, не признаваемым контролируемой задолженностью.

Таким образом, в рамках положений "пункта 3" Протокола, а также "пунктов 1" "и 1.1 статьи 269" НК РФ вопрос о размере учитываемых в целях налогообложения прибыли процентов, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях, должен рассматриваться исходя из:

соответствия размера выплачиваемых (начисляемых) процентов среднему уровню процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях, а существенным отклонением считать отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов;

в случае отсутствия долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, определять предельную величину процентов, признаваемых расходом, исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с применением соответствующего коэффициента.

При этом под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, следует рассматривать согласно национальному законодательству долговые обязательства, выданные в той же валюте, на те же сроки, в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

18.07.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).