Письмо Минфина России от 20.02.2014 N 03-11-06/2/7291

Садовое некоммерческое товарищество, применяющее УСН с объектом "доходы минус расходы", включает в состав доходов суммы платежей за электроэнергию, получаемые от членов товарищества, а в состав расходов - суммы, перечисляемые энергоснабжающим организациям.

Вопрос: Об учете СНТ, применяющим УСН, в составе доходов взносов учредителей (участников, членов) и платежей членов СНТ за электроэнергию, а также о ведении "Книги учета" доходов и расходов и представлении "декларации" по налогу, уплачиваемому при применении УСН.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 февраля 2014 г. N 03-11-06/2/7291

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 346.12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса.

"Главой 26.2" Кодекса предусмотрен единый порядок применения вышеназванного специального налогового режима, в том числе представления налоговой отчетности, как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

В соответствии со "ст. 346.15" Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "ст. ст. 249" и "250 гл. 25" "Налог на прибыль организаций" Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные "ст. 251" Кодекса.

Согласно "п. 2 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, и использованные указанными получателями по назначению.

В соответствии с "пп. 1 п. 2 ст. 251" Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном "ст. 324" Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде вступительных, членских взносов и целевых взносов, не подлежат включению в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Что касается других платежей, поступающих садоводческому некоммерческому товариществу, то следует иметь в виду, что перечень доходов, не учитываемых при налогообложении в соответствии со "ст. 251" Кодекса, является закрытым.

Суммы платежей членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию, поступающие на счет товарищества, не поименованы в "ст. 251" Кодекса.

В связи с этим при применении упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, суммы поступивших платежей от членов садоводческого некоммерческого товарищества за электроэнергию включаются в состав доходов, а суммы перечисленных садоводческим некоммерческим товариществом платежей энергоснабжающим организациям отражаются в составе расходов.

Согласно "ст. 346.24" Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, "форма" и "Порядок" заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.

Кроме того, в соответствии со "ст. 346.23" Кодекса по итогам налогового периода организации представляют налоговую "декларацию" в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исходя из этого некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны в общеустановленном порядке вести вышеуказанную "Книгу учета" доходов и расходов и представлять в налоговый орган налоговые декларации по итогам налогового периода в установленные сроки.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

20.02.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).