Письмо Минфина России от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765

База по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости с 1 января 2014 г. определяется как их кадастровая стоимость в том случае, если принят соответствующий закон субъекта РФ и объект включен в перечень, размещенный на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (сайте субъекта РФ).

Вопрос: Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания, расположенного в г. Москве.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 февраля 2014 г. N 03-05-05-01/4765

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения объекта недвижимого имущества в связи с вступлением в силу Федерального "закона" от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ) и сообщает, что "Положением" о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также по оказанию консультационных услуг.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии со "ст. 374" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено "ст. ст. 378" и "378.1" Кодекса.

На основании "п. 1 ст. 375" Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и учитываемого по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации, если иное не установлено "Кодексом".

Между тем "п. 2 ст. 375" Кодекса (в ред. Федерального закона N 307-ФЗ) установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со "ст. 378.2" Кодекса.

В силу "п. 3 ст. 12" Кодекса и "п. 2 ст. 372" Кодекса (в ред. Федерального закона N 307-ФЗ) субъектам Российской Федерации предоставлено право определять с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со "ст. 378.2 гл. 30" "Налог на имущество организаций" Кодекса.

В соответствии с "п. 2 ст. 378.2" Кодекса закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На основании "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, к которым отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены "п. п. 3" - "5 ст. 378.2" Кодекса.

В соответствии с "п. 7 ст. 378.2" Кодекса уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса (далее - Перечень объектов недвижимого имущества), направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

С учетом изложенного если в соответствии с "п. 2 ст. 378.2" Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, то объекты недвижимости подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу "пп. 2 п. 12 ст. 378.2" Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с "п. 1 ст. 375" Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Одновременно обращаем внимание, что в рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации "п. 3 ст. 12" и "п. 2 ст. 372" Кодекса, принят "Закон" г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающий с 1 января 2014 г. особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса.

В целях реализации указанного "Закона" г. Москвы в соответствии с "п. 7 ст. 378.2" Кодекса Правительством Москвы утвержден "Перечень" объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год ("Постановление" Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП).

Поэтому если здание, принадлежащее обществу на праве собственности, включено в утвержденный Правительством Москвы "Перечень" объектов недвижимого имущества, то данный объект недвижимости подлежит налогообложению в 2014 г. исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с "п. 2 ст. 375" Кодекса как кадастровая стоимость, а если здание не включено в этот "Перечень", то налоговая база в отношении данного объекта недвижимого имущества определяется в соответствии с "п. 1 ст. 375" Кодекса.

В этой связи по вопросам применения "Закона" г. Москвы, устанавливающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в "пп. 1" и "2 п. 1 ст. 378.2" Кодекса, следует обращаться в соответствии со "ст. 34.2" Кодекса в финансовый орган г. Москвы, а по вопросу формирования Перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения на соответствующий налоговый период - в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.В.САЗАНОВ

06.02.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).