Письмо Минфина России от 30.12.2014 N 03-04-05/68700

Рассмотрен вопрос обложения НДФЛ выплат заемщику в связи с досрочным возвратом кредита. Речь идет о суммах частично возвращенной банком платы за подключение заемщика к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков. В ст. 217 НК РФ нет оснований для освобождения указанных выплат от НДФЛ.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ сумм частично возвращенной платы за подключение к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков, выплаченных банком клиенту при досрочном возврате кредита.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 декабря 2014 г. N 03-04-05/68700

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм частично возвращенной платы за подключение к программе коллективного добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков, выплаченных банком клиенту, и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Условиями заключения кредитных договоров с физическими лицами может быть предусмотрено присоединение заемщиков к программам добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков банка-кредитора. При подключении к такой программе (далее - Программа) заемщики оплачивают банку комиссию за подключение клиента к Программе и компенсацию расходов банка на оплату страховых премий страховщику. В связи с досрочным возвратом кредита банком выплачиваются заемщикам суммы в размере части платы за подключение к Программе.

Суммы, возвращаемые банком клиенту, не являются частью страховой премии, которая уплачивается банком страховой организации за счет собственных средств и от своего имени как страхователем при присоединении клиента к Программе. То есть суммы, уплаченные клиентом при присоединении к Программе, не являются платой за саму услугу по страхованию, поскольку такую услугу страховой организации оплачивает банк. Указанные суммы являются платой за обязательство банка застраховать жизнь и здоровье клиента банка в страховой организации и компенсацией его затрат по страхованию.

В соответствии с пунктом 4.2 Условий участия в Программе участие клиента в программе может быть досрочно прекращено на основании письменного заявления клиента с частичным возвратом банком денежных средств клиенту.

Суммы, возвращенные банком клиенту, не являются частью страховой премии, которая уплачивалась банком страховой организации за счет собственных средств и от своего имени как страхователем при присоединении клиента к Программе.

То есть суммы, уплаченные клиентом при присоединении к Программе, не являются платой за саму услугу по страхованию, поскольку такую услугу страховой организации оплатил банк. В этой связи положения "статьи 213" Кодекса о порядке налогообложения доходов физических лиц в случае расторжения договоров страхования, заключенных налогоплательщиком, не применяются.

В этом случае применяются общие правила налогообложения доходов физических лиц, предусмотренные "главой 23" Кодекса.

"Пунктом 1 статьи 210" Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен "пунктом 3 статьи 217" Кодекса. Оснований для освобождения безвозмездно перечисляемых банком физическому лицу денежных средств в размере части суммы платы за подключение к Программе "статья 217" Кодекса не содержит.

Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с "пунктом 11.4" Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, обращения граждан по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

30.12.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).