Письмо Минфина России от 23.12.2014 N 03-01-18/66531

Для выявления рентабельности сторон сделки - взаимозависимых лиц учитывают ряд факторов. К ним относятся: отраслевая специфика, осуществляемая лицом деятельность, выполнение связанных с этой деятельностью функций и принимаемые риски. Вид деятельности может определяться с учетом ОКВЭД, а также международных и иных классификаторов.

Вопрос: Об определении стороны анализируемой сделки для сопоставления рентабельности с рыночным интервалом рентабельности при определении доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 декабря 2014 г. N 03-01-18/66531

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "статьи 105.12" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.

По аналогичному вопросу позиция Департамента была направлена письмом от 30.09.2014 N 03-01-18/48835.

Дополнительно отмечаем, что согласно "статье 105.5" Кодекса для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица (далее - анализируемая сделка), в целях применения методов, предусмотренных "статьей 105.7" Кодекса, производится сопоставление таких сделок со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

В целях определения показателя рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, следует учитывать отраслевую специфику, осуществляемую лицом деятельность, выполнение функций, связанных с этой деятельностью, и принимаемые лицом риски. При этом деятельность может определяться с учетом видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским "классификатором" видов экономическим деятельности, а также международными и иными классификаторами.

При применении метода сопоставимой рентабельности сопоставляется операционная рентабельность, сложившаяся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках, определенным в порядке, предусмотренном "статьей 105.8" Кодекса.

При этом с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая отвечает требованиям, предусмотренным "пунктом 6 статьи 105.12" Кодекса. Среди таких требований:

1) сторона анализируемой сделки осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;

2) сторона анализируемой сделки принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;

3) сторона анализируемой сделки не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае если сторона анализируемой сделки не отвечает требованиям, предусмотренным "подпунктами 1" - "3 пункта 6 статьи 105.12" Кодекса, для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

23.12.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).