Письмо Минфина России от 10.12.2014 N 03-01-18/63462

Сделка через посредника автоматически не приравнивается к сделке с взаимозависимым лицом.


Вопрос: О признании сделки, совершенной через комиссионера (агента, иных поверенных), контролируемой.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2014 г. N 03-01-18/63462

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения "статей 105.14" - "105.16" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

Согласно "статье 105.14" Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

"Подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14" Кодекса предусмотрено, что к сделкам между взаимозависимыми лицами в целях Кодекса приравнивается совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных указанным подпунктом).

При этом сделки, совершенные через комиссионера (агента и иных поверенных), по мнению Департамента, не могут быть автоматически (без анализа функций и рисков, принимаемых указанными лицами, а также используемых ими активов) приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами в соответствии с "подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14" Кодекса.

Вместе с тем отсутствие оснований для признания сделок, совершенных через комиссионера (агента и иных поверенных), сделками между взаимозависимыми лицами в соответствии с "подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14" Кодекса не исключает возможности признания таких сделок контролируемыми по иным основаниям, предусмотренным указанной "статьей".

Одновременно обращаем внимание, что при определении суммы доходов по сделкам, совершенным через комиссионера (агента и иных поверенных) за календарный год, для целей признания указанных сделок контролируемыми необходимо учитывать следующее.

В соответствии с "пунктом 9 статьи 105.14" Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных "главой 25" Кодекса.

Согласно "статье 248" Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со "статьями 249" и "250" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные "статьей 251" Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через комиссионера (агента) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями "главы 25" Кодекса в части порядка признания доходов.

Положения "статьи 105.15" Кодекса, предусматривающие обязанность налогоплательщика представлять документацию в целях налогового контроля, применяются в отношении контролируемых сделок за исключением случаев, предусмотренных указанной "статьей". Обращаем также внимание, что согласно "статье 105.16" Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в "статье 105.14" Кодекса.

При этом необходимо отметить, что до 1 января 2014 года "статьи 105.15" и "105.16" Кодекса применяются с учетом переходных положений, установленных "пунктом 7 статьи 4" Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".

Согласно вышеуказанным переходным положениям "статьи 105.15" и "105.16" Кодекса применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно в 2012 году - 100 млн рублей, в 2013 году - 80 млн рублей.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

10.12.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).