Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-03-06/1/62865

С 01.01.2015 в Крыму и Севастополе применяется российское налоговое законодательство.

Вопрос: Об учете организациями, находящимися в Республике Крым и г. Севастополе, в целях налога на прибыль капитальных вложений в ОС, предусмотренных "п. 9 ст. 258" НК РФ, а также об учете такими организациями фондов в составе капитала для целей бухучета.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 8 декабря 2014 г. N 03-03-06/1/62865

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности рассмотрел письмо по вопросам бухгалтерского и налогового учета и сообщает следующее.

В части налога на прибыль организаций

"Статьей 6" Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно положениям "статьи 15" Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с "пунктом 4 статьи 13" Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 января 2015 года налоговые и неналоговые доходы, предусмотренные нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя и местные бюджеты.

Особенности применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период предусмотрены одноименным "положением", утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года N 2010-6/14 (далее - Положение N 2010-6/14).

Согласно "Положению" N 2010-6/14 до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 17 марта 2014 года, если иное не предусмотрено Положением N 2010-6/14 и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

"Пунктом 21" Положения N 2010-6/14 определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и взиманию государственной пошлины, применяется на территории Республики Крым в отношении:

юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены соответственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры;

филиалов и представительств российских организаций, созданных на территории Республики Крым, - со дня внесения сведений об их создании в Единый государственный реестр юридических лиц;

иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым после 18 марта 2014 года, - со дня создания обособленного подразделения.

Аналогичные положения закреплены в "статьях 1" и "18" Закона города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города Севастополя в переходный период".

Следовательно, вышеуказанные юридические лица, местом нахождения которых является территория Республики Крым и города Севастополя, сведения о которых внесены в Российский Единый государственный реестр юридических лиц; филиалы и представительства российских организаций, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя, сведения о создании которых внесены в Российский Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); иные обособленные подразделения российских организаций, а также обособленные подразделения иностранных организаций, созданные на территории Республики Крым и города Севастополя после 18 марта 2014 года, исчисление налога на прибыль организаций должны производить в соответствии с положениями "главы 25" "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При этом до 1 января 2015 года сумма налога на прибыль организаций в полном объеме подлежит зачислению соответственно в бюджет Республики Крым, бюджет города федерального значения Севастополя.

"Порядок" администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период установлен постановлением, утвержденным Государственным Советом Республики Крым от 25.06.2014 N 2263-6/14 (далее - Положение N 2263-6/14).

Так, "пунктом 16 Раздела II" Положения N 2263-6/14 стоимостью, по которой основные средства принимаются к налоговому учету, является их остаточная стоимость, определенная в соответствии с действующим по состоянию на 21 февраля 2014 года законодательством, на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие, части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 124-ФЗ), подтвержденная первичными документами юридического лица и данными учета о начислении амортизации.

В соответствии с "пунктом 17 Раздела II" Положения N 2263-6/14 основные средства, введенные в эксплуатацию до начала месяца, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" N 124-ФЗ и по которым в соответствии с порядком, действовавшим на 21 февраля 2014 года, начислялась амортизация, признаются амортизируемым имуществом в соответствии с "НК" РФ.

Однако "пунктом 18 Раздела II" Положения N 2263-6/14 установлено, что в случае если основные средства, введенные в эксплуатацию до начала месяца, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" N 124-ФЗ, не признаются амортизируемым имуществом согласно "пункту 1 статьи 256" Налогового кодекса Российской Федерации, их остаточная стоимость списывается единовременно и включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в отчетном (налоговом) периоде, указанном в "пункте 6 Раздела II" Положения N 2263-6/14.

При этом остаточная стоимость объекта необоротных активов по добыче полезных ископаемых, сформированная из расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, списывается равномерно в течение 12 месяцев при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и включается в состав расходов, связанных с производством и реализацией.

Согласно "пункту 1 статьи 256" НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Таким образом, если рассчитанная в соответствии с "пунктом 16 Раздела II" Положения N 2263-6/14 остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию до начала месяца, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" N 124-ФЗ, составляет 40 000 рублей и менее, то такая стоимость списывается в налоговом учете единовременно и включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

"Абзацем вторым пункта 9 статьи 258" НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к "третьей" - "седьмой амортизационным группам") первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к "третьей" - "седьмой амортизационным группам") расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со "статьей 257" НК РФ.

По нашему мнению, налогоплательщик (юридическое лицо) не вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму расходов в виде капитальных вложений, предусмотренных "пунктом 9 статьи 258" НК РФ, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до начала месяца, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" N 124-ФЗ, за исключением случаев, влекущих изменение первоначальной стоимости указанных основных средств, осуществленных с начала месяца, в котором внесены сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ на основании Федерального "закона" N 124-ФЗ.

В части бухгалтерского учета

При отражении последствий изменения учетной политики по учету основных средств, материально-производственных запасов, отложенных налоговых активов (обязательств) и других объектов бухгалтерского учета в связи с началом применения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по бухгалтерскому учету следует руководствоваться "пунктом 15" Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Что касается фондов в составе капитала, то в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, аналитический учет по "счету 84" "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. При этом в аналитическом учете средства нераспределенной прибыли, использованные в качестве финансового обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества и еще не использованные, могут разделяться.

Исходя из "Положения" по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от ранее созданных под такие расходы фондов.

Одновременно сообщаем, что мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с "письмом" Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

08.12.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).