Письмо Минфина России от 28.08.2014 N 03-04-06/43023

Оплата российским юрлицом труда в РФ резидента Казахстана облагается НДФЛ. Об определении налогового статуса российских и иностранных граждан, лиц без гражданства см. Практическое пособие по НДФЛ.

Вопрос: О налогообложении НДФЛ доходов работника - гражданина Республики Казахстан, заключившего трудовой договор с российской организацией, если он не приобретет статус налогового резидента РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 августа 2014 г. N 03-04-06/43023

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу налогообложения доходов физического лица за работу в Российской Федерации и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Из письма следует, что российская организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, принимает на работу по трудовому договору гражданина Республики Казахстан. Время нахождения указанного гражданина не будет превышать 183 дня в течение любых 12 месяцев, то есть гражданин Казахстана не будет приобретать статус налогового резидента Российской Федерации.

В соответствии с "пунктом 2 статьи 209" Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.

Согласно "подпункту 6 пункта 1 статьи 208" Кодекса доходы в виде вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относятся к доходам от источников в Российской Федерации.

В отношении применения в рассматриваемой ситуации положений "Конвенции" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал (далее - Конвенция) необходимо учитывать следующее.

В соответствии с "пунктом 1 статьи 15" Конвенции заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства в отношении работы по найму, подлежат налогообложению только в этом государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, то такое полученное вознаграждение может облагаться налогом в этом другом государстве.

При этом "пунктом 2 данной статьи" Конвенции предусмотрено, что, несмотря на положения "пункта 1 статьи", вознаграждение, получаемое резидентом Договаривающегося государства в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся государстве, облагается налогом только в первом упомянутом государстве, если:

а) получатель находится в этом другом государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом другого государства;

в) вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в другом государстве.

Поскольку условие "подпункта "б" пункта 2 данной статьи" Конвенции в рассматриваемой ситуации не соблюдается, заработная плата, получаемая физическим лицом - налоговым резидентом Республики Казахстан от российской организации за работу в Российской Федерации, может облагаться в Российской Федерации в соответствии с положениями "главы 23" Кодекса с применением налоговой ставки в зависимости от наличия или отсутствия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации.

По вопросу уплаты налогов в Республике Казахстан следует обращаться в уполномоченные органы этого государства.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

28.08.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).