Письмо Минфина России от 28.08.2014 N 03-05-06-03/43066, N 03-05-05-03/43063

Со 2 июля 2014 г. регистрация залога передаваемых в ипотеку объектов облагается пошлиной.

Вопрос: О размерах и порядке уплаты госпошлины за госрегистрацию ипотеки (залога) недвижимого имущества в связи с заключением договора об ипотеке после 1 июля 2014 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 28 августа 2014 г. N 03-05-06-03/43066, от 28 августа 2014 г. N 03-05-05-03/43063

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в связи с заключением договора об ипотеке после 1 июля 2014 г.

Согласно "пункту 5 статьи 3" Федерального закона от 21 декабря 2013 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 367-ФЗ) правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном "законе" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном "законе" от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Федеральный закон об ипотеке), не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после дня вступления в силу Федерального закона N 367-ФЗ (т.е. после 1 июля 2014 года).

При этом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 367-ФЗ, далее - ГК РФ):

к залогу недвижимого имущества (ипотеке) применяются правила ГК о вещных правах, а в части, не урегулированной указанными правилами и "законом" об ипотеке, общие положения о залоге ("пункт 4 статьи 334" ГК РФ);

залог подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, в том числе в случае, если в соответствии с законом права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, подлежат государственной регистрации "(статья 8.1)" ("пункт 1 статьи 339.1" ГК РФ).

В силу "пунктов 1 статей 19" и "20" Федерального закона об ипотеке ипотека подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном федеральным "законом" о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя.

На основании "статьи 24" Федерального закона об ипотеке за государственную регистрацию договора об ипотеке и ипотеки как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, включая внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов о государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается один раз за все указанные действия в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с "подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 1000 рублей, организациями - в размере 4000 рублей.

Согласно "подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных "подпунктами 21", "22.1", "23" - "26", "28" - "31", "61" и "80.1 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 1000 рублей, организациями - в размере 15 000 рублей.

Учитывая изложенные нормы Федерального "закона" N 367-ФЗ, договор об ипотеке, заключенный (подписанный) после 1 июля 2014 года, не подлежит государственной регистрации с указанной даты, а будут осуществляться регистрационные действия в отношении каждого из передаваемых в ипотеку объектов недвижимого имущества.

Следовательно, за государственную регистрацию залога каждого объекта недвижимого имущества (ипотеки) как ограничения (обременения) права должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном "подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса.

Нормы "подпункта 28 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса, касающиеся уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об ипотеке в отношении договоров об ипотеке, заключенных (подписанных) после 1 июля 2014 года, не применяются.

Также не подлежат применению нормы "подпункта 28 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса в части того, что, если договор об ипотеке заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные "подпунктом 28 пункта 1 статьи 333.33" Кодекса, уплачивается в размере, установленном для физических лиц.

Учитывая, что согласно "пункту 1 статьи 20" Федерального закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя, то в данном случае применению подлежат положения "пункта 2 статьи 333.18" Кодекса, согласно которым в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Так, в случае если предметом договора об ипотеке, заключенного между физическим и юридическим лицами после 1 июля 2014 года, являются три объекта недвижимого имущества, то государственная пошлина должна быть уплачена в размере 8000 (1000 : 2 + 15 000 : 2) рублей за государственную регистрацию залога каждого из трех объектов недвижимого имущества.

Данная позиция Минфина России согласована с Росреестром "письмом" от 3 февраля 2014 г. N 03-05-04-03/4114.

И.о. директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р.А.СААКЯН

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).