Письмо Минфина России от 13.08.2014 N 03-08-05/40349

Порядок признания расходов российской организации - заемщика на уплату процентов регулируется гл. 25 НК РФ, даже если доход иностранной организации - кредитора не облагается в России налогом на прибыль.

Вопрос: О налогообложении налогом на прибыль кредитных средств, полученных российской организацией от иностранного банка, возврат которых будет обеспечен поручительством иностранных аффилированных лиц, владеющих более чем 50% уставного капитала российской организации.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 августа 2014 г. N 03-08-05/40349

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке применения положений "пункта 2 статьи 269" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при налогообложении кредитных средств, полученных от банка, возврат которых будет обеспечен поручительством аффилированных лиц, владеющих более чем 50% уставного капитала российской организации, сообщает следующее.

"Пунктом 2 статьи 269" Кодекса предусмотрено, что если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более чем 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и или) непосредственно эта иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее в целях "пункта 2 статьи 269" Кодекса - собственный капитал) на последнее число отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов.

То есть если долговое обязательство, предоставленное российской организации (заемщику) как иностранным, так и российским заимодавцем, обеспечено поручительством иностранной организации, которая прямо владеет более чем 20% уставного капитала российской организации (заемщика), то непогашенная задолженность российской организации (заемщика) по такому долговому обязательству будет признана контролируемой задолженностью.

Таким образом, факт того, что доходы иностранной организации - кредитора могут не облагаться в Российской Федерации налогом на прибыль организаций в силу ее особого статуса как международной организации, не изменяет порядка признания расходов российской организации - заемщика на уплату процентов, установленного положениями "главы 25" Кодекса.

Организация-заемщик определяет предельную величину контролируемой задолженности и вправе признать в качестве расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, сумму начисленных по договору займа (кредитному договору) процентов в порядке, предусмотренном "статьей 269" Кодекса. При этом положительная разница между суммой начисленных процентов и суммой предельных процентов, исчисленной на основании "пункта 2 статьи 269" Кодекса, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, выплачиваемым иностранным организациям, не учитывается российской организацией - заемщиком в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

А.С.КИЗИМОВ

13.08.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).