Письмо Минфина России от 24.04.2014 N ГД-4-3/8162@

Направлено Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-08-13/17554, в котором разъяснен порядок налогообложения дохода в виде процентов по кредиту, выплачиваемого российской организацией латвийскому банку.

Вопрос: Об исполнении российской организацией функций налогового агента по налогу на прибыль при выплате процентов по кредиту латвийскому банку.

Ответ:

Направлено

"Письмом" ФНС России

от 24.04.2014 N ГД-4-3/8162@

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2014 г. N 03-08-13/17554

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений о порядке исполнения российской организацией функций налогового агента по уплате налога с доходов в виде процентов по кредиту, выплачиваемых латвийскому банку, сообщает.

Согласно "п. 1 ст. 246" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Согласно "п. 3 ст. 247" Кодекса для иностранных организаций, не имеющих в Российской Федерации постоянного представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со "ст. 309" Кодекса.

"Подпунктом 3 п. 1 ст. 309" Кодекса установлено, что иные долговые обязательства российских организаций, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Согласно "п. 1 ст. 310" Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в "п. 1 ст. 309" Кодекса.

"Статьей 7" Кодекса установлен приоритет норм международного договора Российской Федерации, содержащего вопросы, касающиеся налогообложения и сборов, над правилами и нормами, содержащимися в российском налоговом законодательстве.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики действует "Соглашение" об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 20.12.2010 (далее - Соглашение).

Согласно "п. 2 ст. 11" Соглашения проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на проценты, является резидентом другого Договаривающегося Государства, взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы процентов по кредитам любого типа, предоставленным банком или другим финансовым учреждением одного Договаривающегося Государства банку или иному финансовому учреждению другого Договаривающегося Государства;

b) 10 процентов от общей суммы процентов во всех остальных случаях.

Таким образом, доход латвийского банка в виде процентов по кредиту, предоставленному российской компании, подлежит налогообложению в соответствии с положениями "ст. 11" Соглашения, и налог в части, необходимой к уплате на территории Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход.

В соответствии с "п. 1 ст. 312" Налогового кодекса Российской Федерации при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Одновременно сообщаем, что при возникновении вопросов о применении действующих соглашений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) следует руководствоваться позицией Минфина России, изложенной в "Письме" от 09.04.2014 N 03-00-РЗ/16236, размещенном на официальном сайте Минфина России (http://www.minfin.ru/) в подразделе "Международное налогообложение" раздела "Разъяснения Минфином России законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).