Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-08-05/17526

Доход по ценным бумагам, выплачиваемый российской организацией австрийскому инвестиционному фонду, облагается налогом в России по ставке 15 процентов.

Вопрос: О выполнении функций налогового агента по НДФЛ и налогу на прибыль при выплате дивидендов инвестиционному фонду - резиденту Австрии.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2014 г. N 03-08-05/17526

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о выполнении функций налогового агента при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов сообщает следующее.

На основании норм "статей 214.6" и "310.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при выплате доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете иностранного номинального держателя, суммы налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций исчисляются и удерживаются российской организацией, признаваемой налоговым агентом, на основании обобщенной информации о лицах, осуществляющих права по ценным бумагам, либо о лицах, в чьих интересах доверительный управляющий осуществляет права по ценным бумагам, то есть фактических получателях дохода по таким ценным бумагам, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с "Кодексом" и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения.

С доходов по ценным бумагам, которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, сумма налога исчисляется и удерживается налоговым агентом по ставкам, установленным "статьями 224" и "284" Кодекса, если лицо, являющееся фактическим получателем такого дохода, является налоговым резидентом иностранного государства, с которым у Российской Федерации нет действующего международного договора, содержащего положения, касающиеся налогообложения и сборов.

При этом в случае отсутствия информации о налоговом резидентстве фактического получателя дохода применяется налоговая ставка в размере 30%.

Если фактический получатель дохода по ценным бумагам является налоговым резидентом государства, с которым имеется такой действующий международный договор, налоговый агент применяет налоговую ставку, установленную этим договором.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики действует "Конвенция" об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 г. (далее - Конвенция).

Согласно "пункту 2 статьи 10" Конвенции дивиденды могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:

a) 5 процентов от общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на дивиденды, является компания (иная чем товарищество), которая прямо владеет по меньшей мере 10 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды, и участие в ней превышает 100 000 долларов США или эквивалентную сумму в любой другой валюте;

b) 15 процентов от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

Согласно "подпунктам d") и "e) пункта 1 статьи 3" Конвенции термин "лицо" включает физическое лицо, компанию и любое другое объединение лиц, а термин "компания" означает любое корпоративное объединение или любое образование, которое рассматривается как корпоративное объединение для целей налогообложения.

Исходя из трактовки термина "лицо", приведенного в "пункте 1 статьи 3" Конвенции, и на основании "пункта 2 статьи 10" Конвенции фактическим получателем дивидендов является именно лицо, по нашему мнению, доход инвестиционных фондов, являющихся резидентами Австрийской Республики, но при этом не являющихся по австрийскому законодательству ни юридическими, ни физическими лицами, по ценным бумагам облагается по ставке 15 процентов в соответствии с "подпунктом b) пункта 2 статьи 10" Конвенции.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).