Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-07/17602

Разъяснен порядок учета доходов и расходов для целей НДФЛ при осуществлении зачета встречных однородных требований по договорам купли-продажи ценных бумаг.

Вопрос: О порядке учета доходов и расходов для целей НДФЛ при осуществлении зачета встречных однородных требований по договорам купли-продажи ценных бумаг.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2014 г. N 03-04-07/17602

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ФНС России о порядке подтверждения расходов налогоплательщика в целях исчисления налога на доходы физических лиц при осуществлении зачета встречных однородных требований по договорам купли-продажи ценных бумаг и в соответствии со "статьей 34.2" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с "пунктом 7 статьи 214.1" Кодекса доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Согласно "пункту 6 данной статьи" ценные бумаги также признаются реализованными (приобретенными) в случае прекращения обязательств налогоплательщика передать (принять) соответствующие ценные бумаги зачетом встречных однородных требований, в том числе при осуществлении клиринга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доход, полученный налогоплательщиком, будет определяться в этом случае как стоимость ценных бумаг, обязательства по передаче которых прекращаются зачетом, рассчитываемая из условий договора купли-продажи.

"Абзацами вторым" и "третьим пункта 6 статьи 214.1" Кодекса также предусмотрено, что однородными признаются требования по передаче имеющих одинаковый объем прав ценных бумаг одного эмитента, одного вида, одной категории (типа) или одного паевого инвестиционного фонда (для инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов).

Согласно "статье 410" Гражданского кодекса Российской Федерации для прекращения обязательства зачетом достаточно заявления одной стороны (с подтверждением факта его получения другой стороной). Зачет может быть также осуществлен путем соглашения сторон (например, путем подписания акта взаимозачета встречных требований) либо в судебном порядке.

В соответствии с "пунктом 12 статьи 214.1" Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в "пункте 10 данной статьи".

При совершении операций с ценными бумагами без участия клиринговой организации датой получения дохода в случае прекращения обязательств по передаче (принятию) ценных бумаг зачетом встречного однородного требования является день прекращения соответствующих обязательств, определяемый днем наступления срока исполнения того обязательства, срок исполнения которого наступил позднее.

"Пунктом 10 статьи 214.1" Кодекса предусмотрено, что расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с финансовыми инструментами срочных сделок, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам.

Виды документов, служащих подтверждением произведенных расходов, могут определяться ФНС России самостоятельно исходя из специфики совершения конкретных операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

17.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).