Письмо Минфина России от 15.04.2014 N СА-4-7/7201

Разъяснен порядок исчисления и уплаты НДС в случае, если при исполнении госконтракта арбитражный суд области передал в собственность акционерного общества помещения и здание, являющиеся нежилыми.

Вопрос: О применении НДС, если при исполнении госконтракта РФ в лице арбитражного суда области передала в собственность ОАО нежилые здание и помещения.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 15 апреля 2014 г. N СА-4-7/7201

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение в части вопроса о выставлении счета-фактуры арбитражным судом области при передаче нежилых помещений во исполнение государственного контракта (далее - Контракт), сообщает следующее.

Согласно предмету Контракта Российская Федерация в лице арбитражного суда области передала в собственность ОАО нежилые здание и помещения стоимостью 250 млн руб. с НДС, а ОАО передало принадлежавшие ему на праве собственности нежилые помещения стоимостью 253 млн руб. с НДС.

В соответствии с "подпунктом 1 пункта 1 статьи 146" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, а также операций, освобождаемых от налогообложения, предусмотрен "пунктом 2 статьи 146" и "статьей 149" Кодекса соответственно.

"Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146" Кодекса установлено, что выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, не признается объектом налогообложения.

Указанная "норма" Кодекса применяется только в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) указанными органами, и не распространяется на реализацию товаров (в частности недвижимого имущества), осуществляемую этими органами.

В силу "пункта 1 статьи 39", "подпункта 1 пункта 1 статьи 146" Кодекса передача права собственности на товары как на возмездной основе (в том числе обмен товарами), так и на безвозмездной основе признается реализацией товаров и объектом обложения НДС. По общему правилу исходя из положений, предусмотренных "пунктом 2 статьи 154" Кодекса, при совершении товарообменных операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, каждая из сторон сделки как налогоплательщик учитывает соответствующую операцию по реализации принадлежащих ей товаров при определении налоговой базы, исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость.

В то же время в соответствии с "пунктом 3 статьи 161" Кодекса с 01.01.2009 при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, при реализации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества организациями, которым такое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, данные организации исчисляют и уплачивают в бюджет налог на добавленную стоимость.

В отношении операций по реализации имущества, не закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями и составляющего казну публично-правового образования, на основании "пункта 3 статьи 161" Кодекса обязанность по исчислению и уплате НДС возложена на покупателей такого имущества, признаваемых налоговыми агентами.

Данная позиция подтверждена в "постановлении" Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 10295/12.

В соответствии с "пунктом 3 статьи 168" Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав. При исчислении суммы налога в соответствии с "пунктами 1" - "3 статьи 161" Кодекса налоговыми агентами, указанными в "пунктах 2" и "3 статьи 161" Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном "пунктами 5" и "6 статьи 169" Кодекса.

Учитывая изложенное, если при исполнении государственного контракта арбитражный суд области передал ОАО нежилые здание и помещения, которые принадлежали ему на праве оперативного управления, то исчислить и уплатить в бюджет НДС, а также выставить счет-фактуру должен арбитражный суд области. В случае если при исполнении государственного контракта производилась передача недвижимого имущества из государственной казны Российской Федерации, то исчислить и уплатить в бюджет НДС, а также составить счет-фактуру должен налоговый агент - ОАО.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.А.АРАКЕЛОВ

15.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).