Письмо Минфина России от 07.04.2014 N 03-08-05/15485

В случае если у иностранной компании нет постоянного представительства в России, при выплате ей дохода в связи с оказанием консалтинговых услуг и услуг по обучению персонала российская организация не должна удерживать налог на прибыль.

Вопрос: О выполнении функций налогового агента по налогу на прибыль российской организацией при выплате доходов иностранной организации за консалтинговые услуги и услуги по обучению персонала.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 апреля 2014 г. N 03-08-05/15485

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о порядке налогообложения доходов иностранной организации, полученных от оказания услуг на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 246" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются плательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для иностранных организаций, не осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, согласно "п. 3 ст. 247" Кодекса являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со "ст. 309" Кодекса.

"Пунктом 1 ст. 309" Кодекса определены виды доходов, полученные иностранной организацией (получение которых не связано с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство), которые относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В то же время согласно "п. 2 ст. 309" Кодекса доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со "ст. 306" Кодекса, обложению налогом на прибыль организаций у источника выплаты не подлежат.

Понятие "постоянное представительство" в целях законодательства Российской Федерации о налогах и сборах приводится в "ст. 306" Кодекса, на основании положений которой определяется статус иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При этом следует учитывать нормы статьи "Постоянное представительство" межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

С учетом вышеизложенного можно сделать следующий вывод: у российской организации при выплате доходов иностранному юридическому лицу - резиденту иностранного государства в связи с оказанием им услуг в рамках контракта на консалтинговые услуги и услуги по обучению персонала не возникнет обязанности по удержанию налога с доходов этого иностранного юридического лица в связи с тем, что доходы от оказания вышеуказанных услуг не подлежат обложению налогом у источника выплаты на основании "п. 2 ст. 309" Кодекса (при условии, что деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства).

Одновременно сообщаем, что согласно "ст. 83" Кодекса заявление о постановке на налоговый учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации.

В случае если деятельность иностранной компании на территории Российской Федерации приведет к образованию постоянного представительства в случае регулярного оказания услуг для целей налогообложения в Российской Федерации, то иностранная компания на основании статьи "Прибыль от коммерческой деятельности" международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также "ст. ст. 246" и "307" Кодекса будет являться самостоятельным плательщиком налога на прибыль организаций в Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа не только существа договора на консалтинговые услуги и услуги по обучению персонала, заключенного с иностранной компанией, но и конкретных условий по оказанию услуг, а именно: регулярности предоставляемых услуг, постоянного места осуществления деятельности, российская организация самостоятельно принимает решение о своих функциях налогового агента.

Также обращаем внимание, что согласно "Постановлению" Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника несет налоговый агент.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И.В.ТРУНИН

07.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).