Письмо Минфина России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6138

Некоммерческие (общественные) организации, являющиеся плательщиками НДС, должны начиная с отчетности за I квартал 2014 г. представлять декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Вопрос: О представлении "декларации" по НДС некоммерческой организацией с января 2014 г.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 4 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6138

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение профсоюза по вопросу представления некоммерческими (общественными) организациями налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 1 ст. 143" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

С 1 января 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральным "законом" от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", в частности в "ст. 174" Кодекса.

Согласно "п. 5 ст. 174" Кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в "п. 5 ст. 173" Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 Кодекса.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Указанные в "абз. 2 п. 5 ст. 174" Кодекса лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета в установленный срок соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Таким образом, начиная с налогового периода за I квартал 2014 г. представление налоговой декларации по НДС производится некоммерческими (общественными) организациями, являющимися налогоплательщиками (в том числе указанными в "п. 5 ст. 173" Кодекса), по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Вместе с тем для организаций, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо занимающихся определенными видами деятельности, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или применения специальных режимов налогообложения.

Обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях.

1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

Организации на основании "п. 1 ст. 145" Кодекса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных "п. 5 ст. 173" Кодекса.

В соответствии с "п. 3 ст. 145" Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в "п. 6 ст. 145" Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

2. Применение организацией специальных режимов налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, в том числе некоммерческие (общественные) организации, применяющие специальные режимы налогообложения или воспользовавшиеся правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС на основании "п. 1 ст. 145" Кодекса, имеют право не представлять налоговую декларацию по НДС.

В случае если некоммерческая (общественная) организация не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на ее счетах в банке, а также не имеет объектов налогообложения по НДС, то на основании "п. 2 ст. 80" Кодекса по истечении отчетного периода она представляет единую (упрощенную) налоговую декларацию, на которую требования "абз. 1 п. 5 ст. 174" Кодекса (в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ) не распространяются.

Разъяснения по данному вопросу соответствуют позиции ФНС России, изложенной в "Письме" от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594.

Государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

04.04.2014

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).