Письмо Минфина России от 31.01.2013 N 03-03-06/1/1911

Клиринговая организация не учитывает в целях налогообложения прибыли доходы, полученные от инвестирования средств гарантийного фонда. Если такие доходы включаются в состав гарантийного фонда, то взносы участников клиринга в данный фонд увеличиваются. При прекращении договора об оказании клиринговых услуг или в иных случаях возврата средств обязанность по уплате налога на прибыль с суммы, на которую был увеличен взнос участника клиринга в гарантийный фонд, возникает у указанного лица в момент зачисления средств на его банковский счет.

Вопрос: В соответствии с "п. 7 ст. 24" Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон N 7-ФЗ) клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе использовать денежные средства гарантийного фонда в своих интересах, а также размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении.

Доходы от инвестирования средств гарантийного фонда признаются доходами, полученными клиринговой организацией, не учитываемыми для целей исчисления налога на прибыль, на основании "пп. 3 п. 2 ст. 299.1" НК РФ.

Данная позиция выражена в "Письме" Минфина России от 01.11.2012 N 03-03-06/1/570.

Учитывая, что в соответствии с "п. 2 ст. 24" Закона N 7-ФЗ гарантийный фонд формируется за счет взносов участников клиринга, в случае включения в состав гарантийного фонда доходов от его инвестирования взносы участников клиринга могут быть увеличены.

Правомерно ли то, что обязанность по уплате налога на прибыль у участника клиринга с суммы средств, на которую был увеличен взнос участника клиринга в гарантийный фонд в результате размещения клиринговой организацией денежных средств, составляющих гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях, возникает в момент фактического получения участником клиринга данной суммы на свой банковский счет в случае возврата его гарантийного взноса?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2013 г. N 03-03-06/1/1911

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций доходов от использования гарантийного фонда клиринговой организации и сообщает следующее.

В соответствии с "п. 6 ст. 2" Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (далее - Закон о клиринге) клиринговой организацией признается юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

В соответствии с "Законом" о клиринге клиринговая организация, если это предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении, вправе использовать денежные средства гарантийного фонда в своих интересах, а также размещать денежные средства, составляющие гарантийный фонд, во вклады в кредитных организациях. Доходы по таким вкладам включаются в состав гарантийного фонда, если иное не предусмотрено соглашением о коллективном клиринговом обеспечении ("п. 7 ст. 24" Закона о клиринге), при этом доходы от инвестирования средств гарантийного фонда признаются доходами, полученными клиринговой организацией, не учитываемыми для целей налогообложения прибыли, на основании "пп. 3 п. 2 ст. 299.1" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В соответствии с "п. 2 ст. 24" Закона о клиринге гарантийный фонд формируется за счет взносов участников клиринга. В случае включения в состав гарантийного фонда доходов от его инвестирования на основании "п. 7 ст. 24" Закона о клиринге взносы участников клиринга в гарантийный фонд увеличиваются на общую сумму доходов от инвестирования.

"Пунктом 15 ст. 24" Закона о клиринге предусмотрено, что в случае прекращения договора об оказании клиринговых услуг участнику клиринга возвращаются имущество, внесенное в гарантийный фонд, или денежные средства. Сумма денежных средств, подлежащих возврату участнику клиринга, определяется исходя из стоимости имущества, составляющего гарантийный фонд, рассчитанной на день прекращения договора об оказании клиринговых услуг, пропорционально взносу такого участника клиринга.

Обязанность по уплате налога на прибыль налогоплательщиком - участником клиринга с суммы средств, признаваемых внереализационными доходами, на которую был увеличен взнос участника клиринга в гарантийный фонд, возникает у участника клиринга в момент фактического получения им данной суммы средств на свой банковский счет в случае возврата его взноса в гарантийный фонд вследствие прекращения договора об оказании клиринговых услуг или в иных случаях возврата средств из состава взноса участника клиринга в гарантийный фонд, предусмотренных соглашением о коллективном клиринговом обеспечении. В случае возврата участнику клиринга средств гарантийного фонда клиринговая организация доводит до сведения участника клиринга часть денежных средств, которая является доходом от инвестирования средств гарантийного фонда в части взноса участника клиринга.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

31.01.2013

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью этого онлайн-сервиса для ИП и малых компаний или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно).